Пятница, 22 ноября
Рига -1°
Таллинн -2°
Вильнюс 0°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Требование об отставке министра земледелия Дидзиса Шмитса: кому это выгодно?

министр земледелия Латвии Дидзис Шмитс © F64

Вчера правление Союза зеленых и крестьян приняло решение инициировать в Сейме запрос об отставке министра земледелия Дидзиса Шмитса. Это решение означает, что существует новый план преобразования правящей коалиции — без свержения нынешнего правительства Кришьяниса Кариньша.

В Латвии после выборов президента фактически сформировалась новая правящая коалиция. Пока неофициально, поскольку официально еще существует старая коалиция, формирующая нынешнее правительство. В новую коалицию вошли «Новое Единство», Союз зеленых и крестьян и «Прогрессивные». При этом в процессе формирования новой коалиции двери демонстративно держат открытыми, чтобы за стол могли сесть и «старые» коалиционные партии, которые до сих пор пытаются игнорировать «новую реальность».

Ситуация вроде бы кажется безвыходной. «Объединенный список» и Национальное объединение сгруппировались, чтобы противостоять плану расширения коалиции Кришьяниса Кариньша, но не следует забывать, что «честное слово» политиков — не самый крепкий цемент для удерживания чего-то вместе. Политики являются амбициозными, некритичными по отношению к себе и довольно лживыми (ненадежными) людьми. Может, не все, но по большей части.

Так что это лишь вопрос времени — когда в блоке «Объединенного списка» и Национального объединения что-то начнет шататься. Именно на это и рассчитывает Кариньш, который хоть и выглядит немного легковатым, но зарекомендовал себя настойчивым, терпеливым, а в отдельных случаях — наглым и напористым политиком. Именно эти качества и позволили ему продержаться в кресле главы правительства в течение предыдущих четырех лет, и если бы ему самому хотелось, то, скорее всего, он продержался бы и следующие четыре года.

Чего же хочет сам Кришьянис Кариньш? Часто высказывается версия, что сам он больше смотрит в сторону Брюсселя, где высмотрел себе место еврокомиссара. Но не стоит забывать, что Кариньш там уже достаточно долго работал и знает вкус тамошних булочек. А также то, что по брюссельским критериям статус премьера выше, чем статус еврокомиссара. Так что нельзя сказать, что для Кариньша Брюссель — это какое-то повышение (если, конечно, это не один из трех высших постов в ЕС).

Но вернемся к вчерашнему решению правления Союза зеленых и крестьян. Не сомневаюсь, что это решение согласовано и с самим Кариньшем, и со всей верхушкой «Нового Единства». Неформально, но в рамках единого плана действий. План Кариньша прост — медленная, постепенная трансформация коалиции. Сейчас вакантно кресло министра иностранных дел, которое можно было бы предложить Андрису Спрудсу из «Прогрессивных». Но для того, чтобы Сейм его утвердил, голосов депутатов «Нового Единства» и «Прогрессивных» недостаточно. И поэтому необходимо привлечь голоса депутатов Союза зеленых и крестьян. Надо выгнать министра земледелия от «Объединенного списка» Дидзиса Шмитса и вместо него выдвинуть на эту должность кандидата от Союза зеленых и крестьян. Если голосами новой коалиции удастся утвердить отдельных министров, значит, все в порядке. Новое правительство работает, и новая коалиция фактически пришла на смену старой.

Что может пойти не так? Если «Объединенный список» и Национальное объединение сохраняют нынешнюю жесткую позицию и во всех этих играх не участвуют, четко заявив: в таком случае мы выходим из коалиции, и вы остаетесь одни со своими 53 голосами, тогда план Кариньша не будет реализован. Он его даже не станет начинать, ведь он терпеливый. Но настойчивый.

И Кариньш готов ждать, пока не получит от «Объединенного списка» и Национального объединения сигналы — о том, что кто-то из них или оба вместе готовы идти на уступки. Вряд ли многие захотят из-за Дидзиса Шмитса лишиться должности, потерять место за коалиционным столом и, как следствие, потерять свое влияние и политический вес. Конечно, все понимают, что сегодня Шмитс, а завтра можешь быть и ты сам. Но сегодняшний день все-таки всегда важнее завтрашнего, который еще неизвестно, когда наступит.

И поэтому Кариньш не будет выдвигать свой план, пока не будет уверен, что этот план сработает. Будет тянуть резину, поддерживать неясность и неопределенность (жизнь на чемоданах), пока у кого-то «не сдадут нервы». Главное преимущество Кариньша — настойчивость и готовность ждать столько, сколько нужно. Хоть до Судного дня. В непоколебимой уверенности, что кто-то другой не выдержит и сдастся (уступит).

Но во всей этой «игре» Кариньша есть один крайне неблагоприятный для него самого момент. На кону находятся не только его личные бизнес-интересы или амбиции, но и нечто гораздо большее — Латвийское государство, латышский народ и его жизнь. В принципе государство может жить с правительством, которое уже долгое время «сидит на чемоданах», но в какой-то момент люди могут начать настойчиво требовать: премьер, может быть, ты однажды прекратишь эти игры на выживание — «кто первый моргнет» — и начнешь серьезно работать? И чем скорее общество начнет требовать это у Кариньша, тем лучше будет для страны, народа и для самого политического класса.