Понедельник, 25 ноября
Рига +7°
Таллинн +6°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Уголовное дело Виестурса Тамужса, или Как уничтожают успешных предпринимателей

© F64

Похоже, что в Латвии люди, предавшие государство, могут относительно быстро и легко избавиться от неприятностей, получив незначительный штраф. Но если на неправильном политическом сквозняке оказался предприниматель, то ему придется считаться с тем, что судебное разбирательство будет продолжаться всю его оставшуюся жизнь, разрушит его бизнес и поставит крест на дальнейшей карьере в Латвии. Об этом свидетельствует горький опыт предпринимателя Виестурса Тамужса.

В Латвии продвижение уголовных процессов против «неудобных» лиц стало уже делом привычным. И если это лицо — предприниматель, такой уголовный процесс способен разрушить его жизнь и бизнес, вынудить переехать в другую страну и перевести туда свой бизнес. О том, как это происходит, как предпринимателя может затянуть в уголовно-процессуальную воронку, рассказал Neatkarīgā бывший председатель совета АО Eco Baltia Виестурс Тамужс. Сейчас он живет и работает на Кипре и пишет книгу о пережитом.

Конструкция обвинения

19 мая 2022 года суд Латгальского предместья Риги оправдал обвиняемых в мошенничестве предпринимателя Виестурса Тамужса и бывшего парламентского секретаря министерства финансов, депутата 13-го Сейма от партии KPV LV Атиса Закатистовса. Генеральная прокуратура подала протест на решение суда первой инстанции, теперь этот протест должен рассматривать Рижский окружной суд. Прокурор отдела по расследованию особо важных дел Марис Урбанс ранее передал в суд первой инстанции уголовное дело по обвинению обоих упомянутых лиц в получении мошенническим путем от предприятия Eco Baltia Grupa 26 620 евро и попытке получить мошенническим путем 2420 евро.

Согласно обвинению, в 2016 году Атис Закатистовс договорился с председателем совета компании Eco Baltia Виестурсом Тамужсом о получении мошенническим путем финансовых средств от ООО Eco Baltia Grupa — дочернего предприятия Eco Baltia — с целью финансирования политической деятельности Атиса Закатистовса. Между Eco Baltia grupa и принадлежащей Закатистовсу компанией Per capita были заключены договора, предусматривавшие в период с июня 2016 года по май 2017 года оказание Закатистовсом консультационных услуг по вопросам управления изменениями в компании и разработки долгосрочной экологической и ресурсосберегающей политики.

Хотя консультаций фактически не было, Атис Закатистовс ежемесячно выставлял Eco Baltia grupa за них счета, полагает прокуратура. Как выяснили следователи, Eco Baltia grupa, которая была введена в заблуждение по факту предоставления консультаций, перечислила на банковский счет Per capita в общей сложности 26 620 евро. Последний счет на сумму 2420 евро оплачен не был, так как руководство предприятия заподозрило, что заключенные договоры о консультациях используются для незаконного финансирования политической партии, указано в обвинении. Обвинение было предъявлено по части третьей статьи 177 Криминального закона, а именно — о приобретении чужого имущества в крупном размере путем злоупотребления доверием и обмана группой лиц по предварительному сговору. За такое правонарушение может грозить лишение свободы на срок от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Оба обвиняемых свою вину отрицали.

Бизнес-спор или политический заказ?

Виестурс Тамужс считает, что это уголовное дело сфабриковано. В телефонном разговоре с Neatkarīgā он отметил: «Это был бизнес-спор. Партнер Марис Симановичс пытался вытеснить меня из предприятия, что ему успешно удалось сделать — я ушел. Но мое уголовное дело по-прежнему находится в Рижском окружном суде. Получается, что я обманул собственное предприятие».

На вопрос, как суд повлиял на его жизнь, бизнесмен ответил одним словом: «Ужасно». «Мне пришлось продать свои акции Eco Baltia, потому что я не выдержал давления. Банки закрыли все мои счета, поэтому я был вынужден срочно продать два своих предприятия, переехать из Латвии на Кипр и перевести туда свой бизнес. Я все еще остаюсь подозреваемым, обвиняемым. Я изгнан из общества. Не подчеркивается, что суд меня оправдал. Недавно я общался с одним финансовым учреждением, где надо было заполнить анкету и объяснить, в чем я обвинялся, за что судим, хотя мне кажется, что они и сами не понимают, за что», — поделился своим печальным опытом бизнесмен.

Виестурс Тамужс рассказал также, что в Латвии он продал или переписал на семью все свое имущество, так как не чувствовал себя в безопасности. «Сфабрикуют еще одно дело, и все начнется сначала. Безопаснее находиться в стране с более стабильной системой», — признает он.

Ранее Neatkarīgā уже сообщала, что сначале в этом уголовном процессе фигурировали совсем другие лица. Он был начат в связи с подозрениями в незаконном финансировании швейцарцем Рудольфом Мерони бывшего депутата Сейма Артусса Кайминьша и созданной им тогда партии KPV LV через использование фиктивных рекламных договоров.

«В ходе уголовного процесса были получены сведения о том, что швейцарский адвокат Рудольф Мерони, которому генпрокуратура ЛР доверила управление имуществом, принадлежащим семье мэра Вентспилса Айварса Лембергса, желая влиять на политические процессы и принятие политических решений в Латвии, возможно, незаконно финансировал партии и отдельных политиков». Предприятия, контролируемые Мерони, размещали фиктивную рекламу в передаче Suņu būda, которую вел Артусс Кайминьш. Например, подконтрольное Мерони ООО Media Support разместило в передаче Suņu būda рекламу на сумму 169 000 евро, а АО Ventbunkers рекламировалось за 27 850 евро. В конце 2017 года к уголовному процессу против Рудольфа Мерони и Артусса Кайминьша был прицеплен эпизод о консультациях Атиса Закатистовса Виестурсу Тамужсу, изначально также трактовавшийся как незаконное финансирование партий. Спустя семь месяцев Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) организовало грандиозное шоу, задержав депутата Артусса Кайминьша в здании Сейма. Заодно в изолятор кратковременного задержания были помещены Атис Закатистовс и предприниматель Виестурс Тамужс.

Но это шоу сработало не так, как запланировали его организаторы, поскольку большая часть латвийского общества не поверила, что эти трое арестованных на несколько дней господ совершили какие-либо преступления, и в результате возглавляемая Кайминьшем и Закатистовсом партия KPV LV добилась блестящих результатов на выборах в 13-й Сейм.

Позже из этого уголовного дела исчезло незаконное финансирование партий, и Рудольф Мерони смог спокойно продолжать обслуживать крупные предприятия Вентспилса. Остались только консультации (этот эпизод выделен в новый уголовный процесс) и дело против Артусса Кайминьша о подделке бухгалтерских данных. Из «основного дела» был выделен отдельный уголовный процесс против Виестурса Тамужса и Атиса Закатистовса, в рамках которого Виестурс Тамужс (создатель и акционер предприятия стоимостью в десятки миллионов евро) обвинялся в том, что якобы обманул свое предприятие на 26 000 евро, поскольку доктор философии Оттавского университета Атис Закатистовс недостаточно компетентен для того, чтобы давать консультации.

Закатистовсу и Тамужсу почти два года пришлось объясняться в суде — о том, давал ли Закатистовс консультации, был ли он компетентен давать такие консультации, и были ли они нужны вообще.

Справедливого суда ждать приходится долго

Но дело еще не закончено. Атиса Закатистовса и Виестурса Тамужса еще какое-то время продолжат таскать по судам, а на продвижение этого абсурдного процесса — тратить значительные государственные ресурсы. В начале года в Рижском окружном суде состоялось первое заседание апелляционного суда по уголовному делу Виестурса Тамужса и Атиса Закатистовса.

«Состоялось первое заседание суда, и оно было просто смешным. Я ждал его девять месяцев. Видимо, окружной суд очень загружен. Было трое судей в мантиях и с цепями, а вот прокурор Урбанс не явился. Вместо себя он прислал другого прокурора, который участвовал в заседании дистанционно. Когда суд спросил прокурора, есть ли у него какие-то дополнительные вопросы, тот начал говорить о том, что Закатистовс не был досаточно квалифицирован для предоставления консультаций, хотя этот вопрос уже неоднократно обсуждался в суде Латгальского предместья города Риги, который рассматривал дело два года. Так что Закатистовсу снова пришлось рассказывать свою биографию и предъявлять диплом вуза. Судьи лишь пожали плечами и спустя полчаса приняли решение о завершении судебного следствия. Следующее заседание суда назначено на 11 ноября, то есть еще через девять месяцев», — рассказал Виестурс Тамужс.

Neatkarīgā уже сообщала, что Атис Закатистовс в 2001 году получил степень доктора философии в Оттавском университете, причем специализировался он именно на экологической философии. Преподавал в некоторых университетах Канады, в том числе читал курс экологической философии в Оттавском университете. В 2003 году вернулся в Латвию, где в нескольких вузах читает лекции по вопросам экологической философии и этики, а также по вопросам устойчивости и этики бизнеса.

Ущерба нет, преступления не произошло

Конфликт акционеров проявился и как конфликт между советом и правлением концерна. Виестурс Тамужс, бывший создателем этого концерна, со временем привлек других акционеров, в том числе и Мариса Симановичса. Причиной обращения Мариса Симановичса в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, как и обращения предприятия Eco Baltia grupa с обвинениями против Виестурса Тамужса, стал, как водится, денежный конфликт. Акционеры разошлись во мнениях по вопросу выбора направления развития концерна. (Симановичс хотел вместе с сильнейшими конкурентами участвовать в картеле Tīrīga, тогда как Тамужс и его единомышленники считали, что надо инвестировать в мусороперерабатывающий бизнес.)

Главным мотивом стало желание Мариса Симановичса выкупить большую часть акций АО Eco Baltia по сниженной цене. Однако, как ранее свидетельствовал в суде Виестурс Тамужс, ему и его партнеру — Ундине Буде — удалось продать акции литовскому инвестиционному фонду по адекватной цене, из-за чего Симановичс так и не смог реализовать свои планы. И все же уголовный процесс и суд, конечно, нанесли материальный ущерб и подорвали репутацию и здоровье Тамужса.

Основным доказательством того, что консультации были предоставлены, являются два заявления ООО Eco Baltia grupa (признанного потерпевшим по уголовному делу), в которых подтверждается, что консультации соответствовали «экономическим интересам» компании и что никакого ущерба ей причинено не было. Это выяснилось при проведении углубленного аудита.

Ввиду этого отсутствует объект возможного преступления — мошенничества. Как ранее заявила в суде адвокат Виестурса Тамужса Елена Квятковская, это разбирательство было бессмысленным и, по сути, абсурдным, «подозрения были, но не подтвердились». Если сам потерпевший утверждает, что никакого ущерба его имущественным интересам причинено не было, то не может быть констатировано и преступное деяние, или, говоря юридическим языком, отсутствует объект преступного деяния — мошенничества.