Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +5°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Неужели избиратели «Нового Единства» — мазохисты?

Арнис Кактиньш, директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS © F64

Можно ли считать 12,6% избирателей, которые готовы были бы проголосовать за «Новое Единство», если бы выборы в Сейм состоялись завтра, мазохистами? Если учесть все, что партия «Новое Единство» сделала с государством и его жителями, довольно абсурдно поддерживать этот политкружок. «Нет, они не мазохисты», — отвечает Арнис Кактиньш, директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS, комментируя актуальные рейтинги политических партий. Так кто же они, избиратели «Нового Единства»?

В конце июля был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 1805 жителей Латвии. Независимые политические наблюдатели действительно могут быть несколько удивлены результатами опроса. «Новое Единство» по сравнению с июнем увеличило свой рейтинг почти на один процентный пункт.

И произошло это вопреки тому, что «Новое Единство» последовательно ничего не делало (в лучшем случае). Если еще добавить повышение налогов, увеличение зарплат министрам и депутатам, предоставленное государственным акционерным обществам разрешение грабить людей, продвижение Стамбульской конвенции в сторону Сейма, регулярное «кидание» политических союзников, уничтожение сельских школ и, как следствие этого, безлюдье латвийского села… Неужели за этих деятелей кто-то может голосовать? И еще как может, улыбается директор SKDS Арнис Кактиньш.

«Одним из факторов, поддерживающих популярность "Нового Единства", является создававшаяся годами электоральная база. А электорат — это, на мой взгляд, общность людей, у которых имеется более одной спонтанной причины голосовать за ту или иную партию. Большинство избирателей недовольны тем, что происходит в экономике, тем, что происходит в их кошельках, — можем упомянуть хотя бы те же самые тарифы Sadales tīkls. Но есть значительная часть жителей, которые чувствуют себя хорошо, например чиновничьи круги. Если какой-то политической силе удается консолидировать чиновничество, то эта сила может рассчитывать на внушительное представительство в парламенте. Избиратели "Нового Единства" сейчас чувствуют себя комфортно, поскольку наслаждаются плодами работы правительства, которое возглавляет "Новое Единство"», — считает Арнис Кактиньш.

Арнис Кактиньш сравнивает успех «Нового Единства» с крупнейшей российской партией «Единая Россия», главной опорой которой являются так называемые бюджетники, которые «сидят» на зарплате из бюджета и чувствуют себя достаточно комфортно — точно так же, как и наше чиновничество. «Они понимают: если что-то радикально изменится, они сами пострадают, и поэтому они поддерживают статус-кво, ведь это стабильная и понятная ситуация. Они не хотят никаких перемен. Это объяснение, почему у "Нового Единства" — относительно большая популярность», — говорит Кактиньш.

Но причина не только в этом. Рост популярности «Нового Единства» в течение последнего месяца отчасти объясняется результатами выборов президента страны. «Президент — сильная, символическая фигура, значительная часть общества следит за политическими событиями, и выборы президента оценили как победу "Нового Единства" как политической силы: мы сильные и могущественные, мы управляем страной. Такие события вызывают рост политического рейтинга. Но обычно этот рейтинг тает за один-два месяца», — говорит Кактиньш.

Второе место в рейтинге партий занимает Союз зеленых и крестьян, за него проголосовали бы 8% избирателей. «Проценты рейтинга им во многом дает то, что Союз зеленых и крестьян находится в оппозиции к власти, они являются условной альтернативой. Как я уже говорил, большинство жителей не удовлетворены существующим порядком вещей, они хотят перемен. И с этой точки зрения все оппозиционные партии имеют хороший потенциал для наращивания своей популярности. Но проблема в том, что когда избиратель смотрит на реальные, конкретные партии, он не считает, что эти партии достойны власти. Недостаточно, чтобы партия находилась в оппозиции и все время о чем-то громко кричала, избирателю хочется, чтобы представители этих оппозиционных партий оставляли впечатление серьезных людей. И в этом аспекте Союз зеленых и крестьян по сравнению с другими оппозиционными партиями выглядит весьма хорошо», — говорит Кактиньш.

Не удивляет, что рейтинг падает и у Национального объединения, эта политическая сила умудрилась не воспользоваться практически ни одной возможностью, которые предоставляли ей время и события. Национальное объединение могло бы много что сказать о том, что делало «Новое Единство». У Национального объединения было столько возможностей помочь людям, но Национальное объединение все время отмалчивается. Видимо, возможность оказаться рядом с великим «Новым Единством» важнее принципиальных вопросов, которые когда-то решало это объединение.

В прошлом месяце поддержка Национального объединения составляла 6,6%, сейчас уже лишь 5,3%. Что будет дальше с этой политической силой? Совсем исчезнет? Арнис Кактиньш не настроен так пессимистично. «У Национального объединения тоже есть своя электоральная база, скорее всего, в следующем месяце они снова поднимутся вверх. Не думаю, чтобы изменились фундаментальные факторы по отношению к Национальному объединению», — заявил Кактиньш.

Во всяком случае, политическим силам есть о чем задуматься. Особенно политическим силам, переживающим падение рейтинга. Но и для тех, кто пока удерживается на вершине, падение может быть болезненным. Будем наблюдать.