Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +5°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Надо уметь вовремя уйти. Кариньш не сумел это сделать

© Depositphotos.com

Премьер-министр Кришьянис Кариньш в понедельник заявил, что уходит с поста главы правительства и повторно не будет претендовать на эту должность. Ну, наконец-то.

Больших мастеров отличает филигранное исполнение. В политике, искусстве, спорте. Во всем. Лионель Месси или Криштиану Роналду — суперзвезды именно потому, что умеют оказаться в нужный момент в нужном месте и ударить по мячу так, что он летит именно туда, куда они его направили, а не просто куда-то в сторону ворот — в надежде, что он туда, возможно, попадет. Для политика высокого уровня важно чувствовать политический момент и знать, когда пора выходить на сцену, а когда наступает момент с нее уйти. Кариньш со своим упрямым нежеланием отступать опоздал настолько, что встает вопрос о его дальнейшей международной карьере, которая еще недавно казалась такой многообещающей.

Теперь, задним числом, каждому совершенно ясно, что все лето прошло впустую. Отставка правительства Кариньша — это настолько логичное завершение всего политического процесса, начавшегося после президентских выборов, что сам по себе возникает вопрос — ну почему надо было так долго тянуть резину? Несмотря на то, что правительство Кариньша все это время «сидело на чемоданах», сам Кариньш даже умудрился сходить в отпуск.

Также стоит напомнить, что еще в пятницу Кариньш браво заявлял, что не собирается сдаваться. В понедельник он уже забыл об этом. Скорее всего, это решение он принял не без рекомендаций других влиятельных лиц. Не исключено, что такой сигнал поступил из Рижского замка. Совершенно очевидно, что Кариньш держал паузу слишком долго. Еще дольше такую паузу — правда, перед своим выходом на политическую сцену, некогда держала суперпопулярная в то время Ингуна Судраба — со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.

Если выход политиков на сцену, как правило, является ярким и убедительным (Судраба в этом смысле — отрицательный пример, но вспомним Андриса Шкеле, Эйнарса Репше, того же Валдиса Домбровскиса с его вечной «бюджетной консолидацией»), то отставка зачастую случается неожиданно и имеет далеко идущие последствия. Но и уходить надо уметь.

В политической истории Латвии есть несколько чрезвычайно ярких отставок, о которых обозреватели вспоминают до сих пор. Первая серьезная политическая отставка в ситуации, когда можно было и не уходить, случилась в 1994 году. После массового побега заключенных из Гривской и Парлиелупской тюрем тогдашний министр внутренних дел Гиртс Валдис Кристовскис был вынужден уйти в отставку — явно не по собственной воле. Буквально со слезами на глазах. Его партия — «Латвийский путь» — так хотела подражать демократическим партиям старой Европы, что думала, что такая отставка подтверждает ее западность. С сегодняшней точки зрения это выглядит бесконечно наивно, даже по-детски.

Три года спустя после трагедии в Талси, где во время праздника пожарных упала высоко поднятая корзина автоподъемника и погибли девять детей, в отставку подал другой министр внутренних дел — Дайнис Турлайс. К этому шагу его никто не принуждал, политических плюсов ему это не принесло. Тогда никто толком не понимал, почему он подал в отставку.

Курьезом остается отставка министра по делам электронного управления Ины Гуделе осенью 2008 года — после того, как выяснилось, что клубничный торт ко дню ее рождения был куплен на средства государственного (министерского) бюджета. Правда, в этом случае следует говорить скорее о поводе, поскольку тогдашнее правительство Иварса Годманиса средства массовой информации настолько не любили, что всех его министров били за любой пустяк. И Гуделе трудно считать серьезной политической фигурой.

С точки зрения политической теории, показательной была ситуация после трагедии в Золитуде в ноябре 2013 года, когда при обрушении крыши магазина Maxima погибли 55 человек. Ответственность за строительную отрасль и существующие в отрасли нормативы несет министерство экономики.

Звучали призывы об отставке тогдашнего министра экономики Даниэлса Павлютса. Неизвестно, какую политическую карьеру он бы сделал, если бы не колебался и взял на себя политическую ответственность. Но вместо этого он начал качать головой и разводить руками — при чем тут я? И из многообещающей восходящей политической звезды он вскоре превратился в резервиста. В 2021 году его снова выпустили на сцену — вместо изгнанного Кариньшем министра здравоохранения Илзе Винькеле. Людям Павлютс запомнился как пианист, который довел до ручки всю медицинскую помощь. Не думаю, что ему дадут третий шанс.

Но если Павлютс своей возможностью схватить Бога за бороду не воспользовался, то Валдис Домбровскис в этой ситуации не упустил свой шанс. Хотя делал он это не по своей воле и неохотно, объявил об отставке с дрожащими губами — после разговора с тогдашним президентом Андрисом Берзиньшем. Но отставка обеспечила Домбровскису очень гладкий и плавный путь в высокие коридоры Брюсселя.

Еще недавно в политических кругах широко циркулировали слухи о том, что и Кариньш на самом деле смотрит в сторону Брюсселя. И что если он хочет стартовать на выборах в Европарламент в следующем году, то должен вовремя покинуть пост премьер-министра. Но за последнюю неделю выяснилось, что Кариньш вцепился в кресло премьера посиневшими от напряжения пальцами. От власти так легко не уходят, соблазны будущего несоизмеримы со сладостью сегодняшней власти.

Эта затянувшаяся отставка может сыграть с Кариньшем злую шутку. Выборы в Европарламент в Латвии воспринимают не слишком серьезно. На этих выборах избиратели часто свой выбор преподносят как подарок, поскольку считается, что быть депутатом в Брюсселе — большая награда. Работа нетяжелая, совершенно безо всякой ответственности, зато хорошо оплачиваемая и с хорошими социальными гарантиями. Если еще недавно у Кариньша был довольно широкий круг сторонников, которые готовы были преподнести ему за долгое руководство правительством этот подарок — билет в Брюссель, то события последних дней могут отбить у многих потенциальных избирателей Кариньша желание бросать в урну бюллетень с его именем. Понятно, что круг сторонников Кариньша по-прежнему широк, несмотря ни на что. Но будет ли он локомотивом на выборах в Европарламент в следующем году? Это начинает вызывать сомнения.

Кариньш, конечно, не был бы Кариньшем, если бы на прощание не плюнул в тарелку с супом своих партнеров по коалиции. Свою отставку он обосновал тем, что «в настоящее время Национальное объединение и "Объединенный список" блокируют работу по повышению благосостояния и росту экономики». Опять у него все остальные виноваты. Не хочется обзываться, каждый сам может подобрать для этого персонажа соответствующие эпитеты, но относительно хорошее впечатление о себе Кариньш за последние четыре года полностью разрушил. В таких случаях обычно говорят — сам виноват.