Программа TV3 Nekā Personīga в январе 2020 года обратила внимание общественности на выводы Госконтроля о работах, проводившихся на границе с Россией. Ревизоры выявили откровенную халатность в действиях как ответственной за строительство Государственной пограничной охраны, так и хозяина леса — Государственного агентства обеспечения.
Было констатировано и то, что по непонятным причинам фирме Igate во многом шли навстречу. Упреки прозвучали и в адрес министерства, которое не обеспечило надзор за обоими ведомствами.
Программа Nekā personīga сообщала, что заключение ревизоров Госконтроля по поводу обустройства границы с Россией было непривычно жестким. Большая халатность, которая привела к миллионному ущербу, была констатирована не только в погранохране, но и в агентстве обеспечения и министерстве внутренних дел. Несмотря на то, что подозрения в связи с серьезными нарушениями появились еще весной, министерство внутренних дел пока не выяснило, кто из чиновников проявил халатность. Самыми тяжелыми выявленными нарушениями были непропорциональное расширение пограничной полосы, что привело к удорожанию проекта, незаконная вырубка деревьев и то, что эти вырубленные деревья были «потеряны».
Начальник погранохраны тогда утверждал, что на границе все происходило законно, что деревья не пропали, и усомнился в обоснованности расследования. Ревизоры пришли к выводу, что пограничники, вопреки закону и утвержденному ими самими проекту, 12-метровую пограничную полосу во многих местах значительно расширили — местами до 90 метров. Растущий на этих участках лес был вырублен без согласования со Службой леса, а большая часть лесоматериалов исчезла. Пни выкорчеваны, земля выровнена.
Хозяйничает в приграничных лесах, принадлежащих государству, Государственное агентство обеспечения, но оно проявило халатность — до строительства сооружений на границе не выяснило стоимость деревьев. Поэтому и Госконтроль не смог выяснить, насколько велики убытки на самом деле.
Из 43 земельных участков, ширина которых превышает ширину пограничной полосы, ревизоры детально изучили четыре. На этих участках ущерб от пропавшего леса составляет 190 тысяч евро. Халатность констатирована и по отношению к тем бревнам, которые не были украдены. Они долго лежали под открытым небом и теперь имеют цену дров.
Самовольное расширение пограничной полосы было выгодно выполняющей работы фирме Igate. Проект предусматривал, что надо выровнять 5,2 гектара почвы за 140 тысяч евро. Из-за расширения были выровнены 134 гектара за 3,65 миллиона евро. И в других работах также было констатировано необъяснимое содействие коммерсанту. Ревизоры выяснили, что во время строительства предусмотренные проектом более дорогие деревянные мостки на тропах были заменены более дешевым покрытием из щепы. Кроме того, металлические протоки в канавах заменены деревянными перекрытиями.
В конкурсе фирма Igate победила, предложив самые качественные материалы по самой низкой цене, но на самом деле материалы поставлялись самые простые. Если бы в закупке был указан настоящий объем работ, то победителем был бы признан другой претендент, предложивший закупку за сумму на 5,87 миллиона евро меньше.
На пресс-конференции Госконтроля по результатам ревизии присутствовал и тогдашний министр внутренних дел Сандис Гиргенс. Он встал на сторону пограничной службы. Самую большую ответственность должны нести не пограничники и чиновники, а государство и политики, которые не разработали законы, которые исключают недобросовестные действия. Несмотря на то, что Госконтроль особо подчеркнул, что ответственность за то, чтобы не была допущена растрата средств, лежит на руководителе учреждения, министр поручил провести служебные проверки начальникам Государственной пограничной охраны и Государственного агентства обеспечения. В пограничной охране служебная проверка начата уже во второй раз.
В докладе Госконтроля упреки высказывались и в адрес министерства внутренних дел, которое доверило сложный проект погранохране, не имеющей опыта управления такими проектами. Ведомство не обеспечило необходимый механизм надзора и координации.
Когда строительство начиналось, министром внутренних дел был Рихардс Козловскис из «Нового Единства», госсекретарем была Илзе Петерсоне-Годмане, а парламентским секретарем Эвика Силиня. Никто из них не признал, что были допущены ошибки.
В руководстве министерства определенные связи со строителями границы имеются у бывшего парламентского секретаря МВД Эвики Силини. В настоящее время она исполняет обязанности парламентского секретаря у премьер-министра.
Nekā personīga: Нет ли у вашей семьи дружеских отношений с семьей Пейланса?
Эвика Силиня: Господин Пейланс был клиентом моего мужа с 1998 года, у него были разные компании, что я еще могу сказать?
Nekā personīga: Это не мешает вам в работе? Госконтроль говорит, что создается впечатление, что об этой закупке договорились, что очень много шли навстречу этому предприятию?
Эвика Силиня: По-моему, это абсолютная глупость. У меня не было никакой возможности ни договориться, ни повлиять. Мои полномочия заканчиваются подписанием каких-то законопроектов для Сейма, вот и все. О том, что он участвует в конкурсе, мне даже не было известно. Я бы точно не смогла проработать ни на одной должности так долго, если бы могла на что-то повлиять или если бы со мной можно было о чем-то договориться. Надо сказать, что дружбы с этой семьей у меня точно нет, это было бы слишком, ну как сказать, громко сказано, что я каким-то образом дружу. Госконтроль настаивает, что министерство внутренних дел должно немедленно привести в порядок надзор, поскольку работы на Восточной границе по-прежнему продолжаются. Строительство белорусской границы было начато только в прошлом году. Там на строительство одного километра пограничники намерены потратить в два раза больше, чем на границе с Россией. А мосты, как рассказывали в предыдущих сюжетах, будут даже в четыре-пять раз дороже.