Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +6°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Действительно ли «Новое Единство» полностью изучило биографию будущего премьера?

© Neatkarīgā/F64

Рвение, с каким политические партии выражают готовность работать под руководством Эвики Силини, заставляет задать вопрос — действительно ли опытные политики из партий будущей коалиции совершенно уверены в том, что Эвика Силиня сможет управлять страной так, что будет происходить рост, а не еще большее, чем при Кришьянисе Кариньше, скольжение назад?

Биография Эвики Силини свидетельствует о ее большом опыте в сфере юриспруденции, у нее степень магистра социальных наук по правоведению, международному праву и европейскому праву, но этого вряд ли достаточно для управления страной. Эвика Силиня уже в ранней молодости получила знания о том, как делятся и перераспределяются деньги и политическое влияние, и о том, как наследуется и перенимается власть.

Оставим гурманам по изучению частной жизни бурную дискуссию в Интернете о приключениях Силини в юности и ее возможной деятельности в киноиндустрии, мы же обратимся к публичной информации на сайте Кабинета министров. Там сказано, что Эвика Силиня с января 1995 года до июня 1997 года работала в бюро присяжного адвоката Гунтарса Антомса в качестве юрисконсульта.

Знает, как делят влияние и деньги

Это было время, когда в Латвии происходило перераспределение сфер влияния и денег между криминальными авторитетами. У адвокатов было много работы. Юридические услуги требовались и криминальным авторитетам. Гунтарс Антомс подтвердил Neatkarīgā, что Эвика Силиня работала в его бюро и была отличным работником. В то время в бюро работал и Эрикс Калнмейерс, позже ставший генеральным прокурором, а также юрист Янис Маршанс. С середины 90-х и до 2000-х годов в Латвии было много известных криминальных авторитетов.

Один из самых «буйных» персонажей девяностых — Янис Кальва по прозвищу Клоп. Его судили несколько раз, в том числе за хулиганство и изнасилование. В сентябре 1998 года Клоп выжил после покушения, состоявшегося на улице Базницас, рядом с кафе Sēnīte. После этого покушения Янис Кальва заказал для своего белого автомобиля Lincoln Town Car регистрационный номер Lucky. В марте 2000 года он был найден мертвым в Рижской центральной тюрьме. Умер якобы от передозировки наркотиков.

Когда Силиня попадет в кресло премьера, многие бросятся изучать, пересекались ли жизненные и трудовые пути Яниса и Эвики. Даже если это так, то соратники и сегодня вспоминают Клопа добрым словом. О том, что Клоп иногда был хорошим человеком, свидетельствует и то, что место его захоронения является хорошо ухоженным. Одним из доказательств порядочности Клопа была забота о ближних. Он за свои деньги приобрел современные телевизоры для заключенных Парлиелупской тюрьмы. И хотя тогдашний начальник тюрьмы Витолдс Захарс был возмущен этой выходкой, в выигрыше оказались все — и соратники Клопа, и государство, так как тюрьма стала более благоустроенной.

Не верит в финансовую систему Латвии, деньги хранит в Австрии

Политикам, готовым работать в правительстве под руководством Силини, стоит знать еще об одном аспекте. В свое время Силиня, помимо работы на всевозможных должностях, активно включилась и в так называемый «капитальный ремонт финансового сектора». Она занимала должность парламентского секретаря премьер-министра и рука об руку с бывшим директором Службы финансовой разведки Илзе Знотиней боролась за то, чтобы Латвия не попала в так называемый «серый список».

Несомненно, с отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями необходимо бороться, но дамы, возможно, все же не поняли главных целей «капитального ремонта». Главные цели, скорее всего, были другие — например укрепление независимости латвийской экономики и сокращение влияния российского бизнеса в одной маленькой, но стратегически важной стране — участнице НАТО. На банки была возложена обязанность ловить всех и за все, почти всех априори считали мошенниками и преступниками.

После проведенной реформы Сейм все же отклонил повторное назначение Илзе Знотини руководителем Службы финансовой разведки. В парламенте многие считали, что Латвия сильно перестаралась, и отставание экономики Латвии от экономик других стран Балтии уже было не остановить. Силиня не должна была нести ответственность за качество работы в связи с «финансовым ремонтом». Не должна была нести ответственность, потому что никто не призвал ее к ответу за разрушенный финансовый сектор.

Похоже, что Силиня и сама не очень верит в финансовую систему Латвийского государства и в свои собственные достижения по ее стабилизации. Как свидетельствует ее декларация должностного лица за 2022 год, в прошлом году будущий премьер создавала накопления не в одном из финансовых учреждений Латвии (которые при ее собственном участии были «отремонтированы» на высшем уровне), а в австрийском АО Grazer Wechselseitige Versicherung Aktiengesellschaft, накопив там 10611,02 евро. В свою очередь, от местного АО Citadele banka Эвика Силиня в прошлом году получила доходы в размере 0,23 евро, что может означать, что доходы из средств госбюджета она получает в АО Citadele banka. Так сказать, деньги на хлеб, молоко и шампунь безопасно держать и в латвийских финансовых институциях, а вот денежки на черный день надежнее хранить на Западе.

Все знают, но ничего не делают

Продолжая рассказ об ответственности, следует упомянуть и мужа Эвики Силини — Айгарса Силиньша. Он как адвокат действовал на фронте предоставления юридических услуг предприятию по строительству Восточной границы. Один из клиентов Айгарса Силиньша — предприятие Igate, участвующее в строительстве Восточной границы.

Председатель правления компании Igate Марис Пейланс подтвердил Neatkarīgā, что Айгарс Силиньш предоставлял ему и его компании юридические услуги. Итак, Эвика Силиня не могла не знать о том, что происходит со строительством пограничных сооружений, какое безобразие там царит и с какими подлостями должностных лиц сталкиваются предприниматели. Тем более что она сама много лет работала парламентским секретарем МВД, в том числе и тогда, когда происходили крупные закупки для строительства Восточной границы и начался конфликт между должностными лицами и строителями.

Председатель правления Igate Марис Пейланс направил письмо президенту Латвии Эдгарсу Ринкевичсу. От своего имени и от имени должностных лиц, уголовные дела против которых уже прекращены, он пишет: «Мы можем предоставить Вам более подробную информацию и о ситуации, сложившейся на строительстве Восточной границы, и о том, как строительство было приостановлено, и о том, кто был инициатором и исполнителем остановки. Мы уверены, что то, что в настоящее время Восточная граница не построена, а возможные затраты на завершение строительства, судя по публично доступной информации, выросли в 5-6 раз, произошло не случайно, это был запланированный саботаж и вредительство. Необходимо выяснить истинную цель торможения строительства сооружений на границе и исполнителей этого, чтобы не допустить подобных угроз безопасности Латвии в будущем. Но самое главное — надо срочно завершить строительство».

И вот вопрос — сделала ли Эвика Силиня что-нибудь для того, чтобы предотвратить это безобразие, когда работала парламентским секретарем премьер-министра? Сведений об этом нет. И ответственности от нее за это никто не требует, да и нет оснований требовать.

Не будет ли аналогично и с руководством правительством — премьер будет в курсе обо всем, только никаких действий предпринимать не будет, потому что ответственности от нее никто не потребует — виноватыми окажутся многие другие. Строительство границы до сих пор не завершено. Кришьянис Кариньш этого не смог сделать, и Эвика Силиня не смогла его на это сподвигнуть.