Очередная дискуссия Форума Свободной России была посвящена коллективной вине россиян.
Одна из самых активных дискуссий Антивоенной конференции Форума Свободной России, которая в эти дни проходит в Таллинне, развернулась вокруг понятия коллективной вины. Это явление в последнее время широко обсуждается не только в Европе и Украине, но и в самой России. Именно концепцией коллективной вины обосновываются многочисленные запретительные меры в отношении даже антивоенно настроенных россиян вроде запрета въезда на территорию ЕС или ввоза личных вещей, не говоря о запрете выдачи виз или заявлениях о необходимости слежки за всеми россиянами в Европе.
Участниками дискуссии стали российская художница, живущая, по ее словам, 20 лет в Италии, Катя Марголис, известная своими провокационными постами на тему коллективной вины в социальных сетях, политолог Дмитрий Орешкин, правозащитник Николай Полозов, бывший российский журналист, много лет работающий в Украине Евгений Киселев. Онлайн в разговоре участвовали член Европарламента Андрюс Кубилюс и украинский дипломат Владимир Огрызко. Модерировал дискуссию бывший российский политик, психолог Леонид Гозман.
Украинец Огрызко, руководитель Центра изучения России, начал свое выступление с тезиса о том, что Россия никогда в своей истории не была демократической страной, а следовательно, не может и стать такой. Российской политолог Орешкин несколько поправил его, рассказав о неоднородности страны по географическому принципу: мол, городское и столичное население России ориентировано на Европу, но остальная Россия погрязла в «кадыровщине» — он имел ввиду в авторитаризме, завязанном на насилии, как в Чечне.
С ними поспорил литовский политик, член Европарламента Андрюс Кубилюс, который заявил, что не верит в существование некоего генетического кода россиян, якобы неспособных к жизни в демократии. Не согласился с этим украинец Владимир Огрызко, который привел данные некоего исследования, согласно которому европейские ценности разделяют лишь 2% россиян, 67% якобы отвергают их. Что именно подразумевалось под европейскими ценностями, Огрызко не уточнил, однако заявил, что весь цивилизованный мир считает Россию угрозой.
Живущая в Италии, по ее словам, около 20 лет, но при этом не считающая себя эмигранткой Катя Марголис согласилась с этим и заявила, что «после Бучи» каждый украинец имеет право предъявлять ей претензии. «Кто-то сделал эту ракету, кто-то ее запустил, закрутил эту гайку, нажал эту кнопку... Это сделал не Путин — в России нет миллионов людей с паспортами на имя Владимира Путина. Это сделали россияне, и за это мы все несем ответственность», — утверждала она. Марголис предложила западным странам провести курс «дерашизации»: показа видеосвидетельств военных преступлений российской армии в Украине.
В отличие от Марголис, уехавший из России совсем недавно и поэтому знающий ситуацию изнутри Леонид Гозман резюмировал: в России в реальности нет поддержки войны, которую ведет Кремль, как нет и массовой активной поддержки самого Владимира Путина — скорее, сказал он, надо вести речь о нежелании видеть проблемы и преступления, но это не говорит о вине и поддержке.
«Если люди в мире согласятся с тем, что все русские фашисты, что тогда будет с нами? Нас обнесут забором. Вы понимаете, что родится за этим забором? Оттуда такой монстр вылезет, что уничтожит все человечество, — предупредил он. — Если мы сами поверим, что мы все виноваты — мы никогда ничего не построим. Нам приводят списки злодеяний и говорят, что мы оставшуюся жизнь должны посыпать голову пеплом и каяться. Не верьте! Никто из вас не виноват, вы — прекрасные люди. Да, помогая Украине, делая все для ликвидации путинского режима — но вы имеете полное право радоваться жизни. Не смотрите постоянно в пол, не надо так делать. Нельзя жить с низкой самооценкой», — завершил свою речь психолог.