Благодаря принятым 9 мая 2013 года поправкам к Закону о гражданстве влиятельный российский миллиардер, потомок латышского стрелка Петр Авен получил гражданство Латвии, не отказавшись от российского гражданства. Сейчас многие политики хотят лишить его латвийского гражданства, но для этого не хватает юридических оснований. Самый простой способ — изменить закон.
Как известно, «Новое Единство» уже подготовило поправки к Закону о гражданстве, которые позволят лишать гражданства Латвии граждан бывшего СССР, нарушивших данное во время получения гражданства Латвии обещание и действовавших против закрепленного в Сатверсме демократического государственного строя.
До сих пор обществу так и не объяснили, почему так внезапно необходимо открыть Закон о гражданстве, чтобы внести в него поправки. Известно лишь, что уже несколько месяцев молчит Бюро по защите Сатверсме, которому руководство поручило оценить возможности лишения Петра Авена гражданства. А тем временем сам Петр Авен заявил, что будет использовать все юридические средства для сохранения латвийского гражданства. Это означает, что, прежде чем принимать решение о лишении гражданства, Латвийское государство должно быть готово юридически убедительно обосновать свое решение не в одном суде.
Центр тяжести — двойное гражданство
Последний раз поправки в Закон о гражданстве вносились в 2013 году. На пленарном заседании Сейма 9 мая 2013 года состоялись дебаты перед третьим, последним голосованием.
Стенограмма Сейма свидетельствует о том, что самыми страстными ораторами были депутаты от «Единства» Ингмарс Чаклайс, Илма Чепане, Расма Карклиня (зарубежная латышка), депутат от партии реформ Затлерса, в настоящее время министр юстиции Инесе Либиня-Эгнере и Валдис Лиепиньш (зарубежный латыш, гражданин многих стран), депутаты от «Центра согласия» Борис Цилевич, Валерий Агешин, Игорь Пименов. Именно в третьем чтении шлифовались статьи закона, связанные с двойным гражданством.
«Центр тяжести» законопроекта — признание двойного гражданства. (…) Предлагая поправки к закону, мы и в подкомиссии по поправкам к Закону о гражданстве, и в юридической комиссии думали о развитии сплоченного и опирающегося на общие ценности народа Латвии, латвийского общества. (…) Если говорить образно, то этот законопроект можно было бы сравнить с многоквартирным жилым домом, который был тщательно спроектирован, который не строился из железобетонных блоков, а на протяжении почти двух лет складывался — кирпичик к кирпичику. И если сейчас мы в этом законопроекте будем пытаться необоснованными предложениями выбивать эти кирпичи на уровне второго этажа этого многоквартирного дома, дом может рухнуть», — заявила Илма Чепане 9 мая 2013 года с трибуны Сейма.
Ингмарс Чаклайс подробно объяснил коллегам, зачем нужно вносить поправки в статью 2 Закона о гражданстве, благодаря которым Петр Авен уже через три года получил гражданство Латвии, не отказываясь от российского гражданства.
«Статья 2 является основой Закона о гражданстве, в ней определен круг лиц, являющихся гражданами Латвии. Эта статья определяет и то, как граждане Латвии могут оформить гражданство Латвии. Пункт 1 части первой статьи 2 предусматривает, что лица, которые до вступления в силу этих поправок являлись гражданами Латвии, конечно, остаются гражданами Латвии и в дальнейшем, а для тех, кто в соответствии с этим пунктом являются гражданами Латвии, но свое гражданство еще не оформили, право на его урегулирование сохраняется до 1 октября 2013 года.
На практике в поле зрения Управления по делам гражданства и миграции по-прежнему продолжают попадать лица, потомки граждан Латвии, которые уже более 20 лет с момента восстановления независимости Латвии не контактировали с учреждениями государственного управления и не уладили формальности, связанные с получением гражданства. В основном это живущие в Латвии бездомные, а также проживающие в соседних странах потомки граждан Латвии, которые не получили гражданства другой страны и являются лицами без гражданства…
Пункт 2 части первой статьи 2 регулирует общий порядок получения гражданства путем jus sanguinis (права крови) — то есть лицо приобретает гражданство Латвии, если хотя бы один из родителей является гражданином Латвии. На основании этой нормы лицо может получить гражданство Латвии в любой момент в течение всей своей жизни, но при соблюдении упомянутых в статье 9 Закона условий двойного гражданства. (…) Важно подчеркнуть, что при получении гражданства Латвии на основании этого пункта на лицо не распространяются упомянутые в статье 9 Закона ограничения двойного гражданства. То есть у лица может появиться двойное гражданство или мультигражданство с любой из стран мира, однако после того, как лицо признано гражданином Латвии, новые, другие гражданства оно может получить только согласно условиям статьи 9 закона», — пояснил Ингмарс Чаклайс.
О двойном гражданстве с Россией
Валерий Агешин с трибуны Сейма пытался убедить коллег, что было бы только справедливо предоставить право на двойное гражданство и соотечественникам, проживающим в России и Беларуси: «Я не считаю, что граждане Латвии, проживающие в России, Беларуси или Израиле, хуже. Получается, что если, например, российский латыш захочет получить гражданство Латвии, ему придется отказаться от российского гражданства, несмотря на то, что он прожил в России, например, 30 лет. Поэтому, говоря о двойном гражданстве, «Центр согласия» последовательно выступает против сортировки граждан Латвии и против такого выборочного подхода. Мы — за двойное гражданство без выборочного подхода. И наше предложение — расширить круг стран, гражданство которых можно иметь одновременно с гражданством Латвии. Я считаю, что чем больше граждан Латвии, тем лучше».
«Господин Агешин, мы вам неоднократно объясняли, что двойное гражданство — это политическое решение, а не юридический вопрос. (…) Согласна с мнением экспертов, что аргумент о том, что двойное гражданство допускается либо в отношении всех стран, либо вовсе не допускается, не выдерживает никакой критики, этот закон очень сложный, и иногда его очень трудно понять», — отметила Илма Чепане.
Ситуацией воспользовался Яунупс
Вспоминая в разговоре с Neatkarīgā о том, почему десять лет назад в Закон о гражданстве были внесены поправки, Илма Чепане неодобрительно высказалась о сегодняшнем желании «Нового Единства» в очередной раз внести поправки в этот нормативный акт: «Сейчас открыть Закон о гражданстве — это безумие. Уже тогда «Согласие» выдвинуло много разных предложений, мы не могли спастись. Тогда были разработаны критерии гражданства. Гражданство Латвии хотели получить многие западные латыши. Важно было определить, на основании каких критериев лицо может претендовать на гражданство Латвии».
На вопрос, не было ли в 2013 году такого, что несколько поправок были внесены только для того, чтобы можно было предоставить гражданство Петру Авену, Илма Чепане сказала: «Нет. Я тогда даже не знала, кто такой Авен. Нет. Ни в коем случае. Никто из наших не говорил об Авене, что ему надо дать гражданство. Нет. Я думаю, что все это в свое время ловко использовал Яунупс (имеется ввиду политик партии «Для развития» Эдгарс Яунупс). Нет, ради Авена нет, это я могу вам сказать на сто процентов. Могу с уверенностью сказать, что я не имею к Авену никакого отношения и не знаю, имеет ли кто-то из наших к нему отношение». Размышляя о том, не планируют ли политики в очередной раз изменить закон ради одного человека, Илма Чепане сказала: «Из-за одного человека нельзя изменять закон. К сожалению, так происходит, и я всегда была против этого».