Воскресенье, 24 ноября
Рига +1°
Таллинн +1°
Вильнюс +1°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

Латвия ищет нового директора Службы госдоходов. Конкурс вот-вот завершится

© Neatkarīgā

7296 евро в месяц (до уплаты налогов), не считая различных доплат и командировочных, а также огромная власть над судьбами более чем 4000 крупных трудовых коллективов, всех латвийских плательщиков и неплательщиков налогов. Такие перспективы открываются перед каждым, кто осмелится до 3 ноября подать электронную заявку на должность генерального директора Службы госдоходов (VID).

Требования к кандидату являются весьма приземленными: он должен владеть латышским и английским языками, разбираться в цифровых технологиях и деятельности Службы госдоходов, иметь документ, подтверждающий хотя бы степень магистра, трехлетний опыт руководящей работы в трудовом коллективе не менее чем из 40 человек. Кандидат также должен будет суметь убедить конкурсную комиссию в своем особом соответствии денежной должности во власти.

Казалось бы, приземленные требования обеспечивают возможность претендовать на эту вакансию очень широкому кругу кандидатов, начиная от предпринимателей, руководителей аудиторских компаний и структурных подразделений адвокатских бюро, IT-специалистов, работающих в госуправлении, в том числе руководителей департаментов Службы госдоходов и даже отделений.

Министр финансов Арвилс Ашераденс в беседе с Neatkarīgā подчеркнул — вся ответственность за выбор кандидата лежит на плечах Государственной канцелярии. Министр пояснил, что нового гендиректора Службы госдоходов ожидает тяжелая ноша: необходимо изменить структуру Службы госдоходов, провести стремительное развитие ее цифрового сервиса. Представитель Госканцелярии в беседе с Neatkarīgā воздержался от предоставления информации о том, сколько претендентов уже подали заявки, лишь отметил, что «прием заявок на вакансию продолжается до 3 ноября, тогда будет известно количество претендентов, и тогда мы и предоставим информацию». Министр финансов Арвилс Ашераденс на вопрос, знает ли он, как обстоят дела с отбором претендентов на пост генерального директора Службы госдоходов, ответил так: «Госканцелярия отвечает за конкурс. Мы представили все необходимые критерии, обсудили, какой результат мы хотим получить. Сейчас проводится конкурс».

Отвечая на вопрос, каким министр видит идеального кандидата, Арвилс Ашераденс пояснил: «Об этом трудно рассказать в нескольких словах. Мы планируем изменить структуру Службы госдоходов. В отношениях между Службой госдоходов и налогоплательщиками мы больше хотим двигаться к тому, что Служба госдоходов стала сервисной организацией, хотим, чтобы Служба госдоходов стала менее полицейской. Вторая важная вещь — цифровой сервис. Это означает, что выбранный кандидат должен уметь обеспечить технологическое развитие Службы госдоходов».

На вопрос, связано ли развитие технологий с сокращением числа сотрудников Службы госдоходов, Ашераденс ответил: «Конечно, автоматизация решает очень много вопросов. Если смотреть на опыт аналогичных служб других стран, то использование различного рода цифровой системы, а также искусственного интеллекта существенно облегчает работу службы и делает ее намного эффективнее. Развитие технологий позволяет точно видеть, что происходит с денежными потоками, и определять, в какой момент возникают проблемы с соответствием объема уплаты налогов. В этом направлении мы должны развиваться очень быстро».

Государственная канцелярия объявила открытый конкурс на должность генерального директора Службы госдоходов 5 октября, выдвинув к претендентам следующие требования: соответствие критериям, установленным частью первой статьи 17 закона «О Службе государственных доходов» и статьей 7 закона «О государственной гражданской службе»; безупречная репутация; степень магистра, желательно, по экономике, финансам, правоведению, управлению или информационным технологиям; по меньшей мере трехлетний опыт работы на руководящей должности в коллективе с не менее чем 40 работниками; знание и понимание сфер деятельности Службы госдоходов; понимание развития IT-проектов или дигитализации бизнес-процессов и услуг, а также построения и основных принципов деятельности госуправления, административного процесса и планирования бюджета; знание английского языка должно быть на уровне С1; хорошие навыки стратегического планирования, сотрудничества, коммуникации и презентации; нужно уметь воспринимать и анализировать сложную информацию большого объема в различных областях.

Комиссию по оценке претендентов возглавляет директор Государственной канцелярии Янис Цитсковскис. В состав комиссии входят управляющий Государственной кассой Каспарс Аболиньш, госсекретарь министерства финансов Байба Бане, руководитель структуры по предотвращению инцидентов с безопасностью информационных технологий CERT.LV Байба Кашкина и советник министра финансов Санда Лиепиня. К оценке кандидатов привлечены независимые наблюдатели от Латвийской конфедерации работодателей, Латвийской торгово-промышленной палаты и от Совета иностранных инвесторов в Латвии.

И в мае 2018 года Государственная канцелярия отбирала кандидатов на должность гендиректора Службы госдоходов. Тогда лучшим из претендентов был признан кандидат с долговыми обязательствами и бизнес-партнер известного в Латвии влиятельного предпринимателя Мариса Мартинсонса. После того как Neatkarīgā обратила внимание на эти обстоятельства, разгорелся скандал. Складывалось впечатление, что отборочная комиссия вообще не анализировала прошлое кандидатов и их репутацию. Выбранный тогда кандидат сам отказался от дальнейшего процесса утверждения в должности. В итоге на должность гендиректора Службы госдоходов была утверждена приемлемая на тот момент для политиков Иева Яунземе. 8 августа этого года правительство решило не продлевать срок полномочий Иевы Яунземе и прекратить с ней трудовые отношения с 12 февраля 2024 года.