Среда, 27 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Стиль жизни

Человек в замке. История Натальи Маковик, которая знает про средневековые замки больше, чем другие

© Наталья Маковик

Наталья Маковик 24 года назад уехала из Беларуси. Сегодня она торгует замками по всей Европе и обучает желающих делать бизнес на владении исторической недвижимостью. В беседе с Rus.nra.lv она рассказала о своем пути к обретению миссии в истории.

«Я хотела не с диктатурой бороться, а писать детские сказки»

Моя история с замками началась странно. В 1999 году, когда я была студенткой и жила в Минске, я участвовала в протестной демонстрации. Она была не столько против Лукашенко, сколько за вступление Беларуси в Европейский союз. Я была среди организаторов как студенческий лидер, и меня арестовали. Затем был суд. К счастью, мне очень помогло международное сообщество — тогда в Беларуси было не так страшно выходить на улицы. Мне удалось отделаться штрафом, я провела очень мало времени за решеткой. Но сразу же после этого меня исключили с четвертого курса Белорусского государственного экономического университета. Стало понятно, что я никуда уже поступить не смогу, возможность устроиться на работу для меня также была закрыта.

И тогда чешский журналист, который следил за моим делом, предложил приехать в Чехию на рождественские каникулы. И вот я стою возле Пражского града — крупнейшего замкового комплекса в Европе, смотрю на пряничные крыши и говорю: «Как бы я хотела не бороться с диктатурой, а просто писать детские сказки». И тогда мой приятель-журналист рассказал историю, как его друг купил себе замок. «Наверное, он олигарх?» — спросила я. «Нет, музыкант известной панк-группы», — отвечает мой знакомый. Оказалось, что в 90-е годы в Чехии замки продавались очень дешево, он купил себе развалины, переехал туда с семьей и теперь восстанавливает здание.

Наталья Маковик

И вот тогда у меня в голове что-то переключилось. Мне так сильно хотелось попасть в сказку, что я сама себе сказала: «Если замки покупают, значит, кто-то их продает и это может стать бизнесом». А я всегда мечтала заниматься бизнесом. Но тогда я начала сама с собой «благородно торговаться»: надо сначала Лукашенко победить, высшее образование получить, разбогатеть — и вот тогда, с сединой и в бриллиантах я начну покупать развалины, восстанавливать и перепродавать. К счастью, все получилось совсем иначе.

Тогда президентом Чехии был Вацлав Гавел, он услышал о моем случае, правительство поддержало меня — мне дали стипендию на учебу здесь. Мы вместе с еще десятью студентами, которых тоже исключили из белорусских университетов по политическим мотивам, сначала думали, что мы будем учиться в Праге, но оказалось, что придется ехать в деревню — в общежитие, где студенты-иностранцы учат чешский язык. А когда мы приехали «в деревню», оказалось, что мы будем учиться в самом настоящем средневековом замке. В нем когда-то учился и сам Вацлав Гавел, и режиссер Милош Форман и другие знаменитые чехи.

«Моя миссия — возрождать замки Европы»

Так с мечтой о замках я выучилась, вышла замуж за белорусского журналиста-диссидента, который так же, как и я, жил в Чехии. Муж наблюдал за мной и спустя какое-то время говорит: «Хватит мечтать, начни что-то делать!»

Что я могла сделать, не имея миллионов на реставрацию? Так и родилась идея агентства по продаже замков и дворцов. Это посредническая деятельность: нужно было только запустить сайт и начать договариваться с замковладельцами.

Это был настоящий стартап, буквально с нуля. Он не принес мне много денег, так как чешские замки после второй мировой войны конфисковали у аристократов, затем сделали там казармы, склады — поэтому объекты были в очень плохом состоянии, их можно было продать только совсем недорого. Так что больших денег не заработала, но наработала экспертность. Я всегда смотрела на замки как на возможность ведения этичного бизнеса. Для меня это самый благородный бизнес, какой только возможно представить. Ведь это спасение и возрождение архитектурного наследия и сохранение его для следующих поколений.

Так я поняла, что моя миссия — возрождать замки Европы, обращать внимание состоятельных людей и убеждать их не новую яхту покупать, а восстановить крупный памятник: открыть там отель, частную школу или клинику. Мне повезло, на меня обратили внимание — сначала про меня написал Forbes, затем интервью со мной выпустил Bloomberg. Так постепенно тема замков стала популярной. Моим самым большим достижением является то, что я начала публично говорить о замках не на академическом языке, а на максимально доступном обычным людям. Так появился образовательный проект «Академия замковедения». Там я читаю лекции про замки: как можно купить замок, как его восстанавливать, на что обращать внимание, какие бизнесы можно организовать в замках и дворцах.

Наталья Маковик

Трудоустройство в замках для беженцев

С началом войны появился проект по трудоустройству в замках. Ведь замки всю свою историю защищали людей от эпидемий, войн, разбойных нападений и революций, там можно было спрятаться. Я подумала: «Боже, мы ведь можем сделать то же самое».

Мы начали публиковать на русском языке объявления от замковладельцев, которые готовы принять на работу беженцев из Украины. Представьте только: люди бегут от войны в страхе, слезах, с кошками и попугаями, а потом попадают в замок, где красота, покой и природа. У них полностью меняется окружение — тем более что замковладельцы — люди особые, чувствующие свою ответственность за тех, кто на них работает. Беженцы были окружены невероятной заботой, и замковладельцы делали все, чтобы эти люди были счастливы. Я слушала истории и понимала, что мы были правы, потому что мест для проживания беженцев становилось все меньше, с работой тоже были трудности. А замок — это особый работодатель. Ведь обычно работники и живут на территории поместья. Причем готовы — и даже предпочитают, — чтобы вся семья работала в замке.

Больше года это был благотворительный проект. Мы помогали беженцам, включая и тех, кто уехал из Беларуси и России. Сейчас мы готовимся открыть настоящее рекрутинговое замковое агентство, чтобы трудоустраивать на работу профессионалов. Замковая сфера бывает слишком консервативной и закрытой на инновации, иногда ощущение, что она «покрывается пылью». Мы готовы стать посредниками, чтобы новые активные, творческие, креативные люди помогли замкам выйти на новый уровень сервиса.

Какие профессии востребованы в замке?

Наталья Маковик

Зависит от того, как используется замок. Всегда нужны горничные, садовники — то есть те, кто будет заниматься мелким трудом. Бывает так, что нужны массажисты, терапевты, медицинские работники — если в замке расположена клиника или кабинет пластической хирургии. Есть замки, где расположены школы — там нужны преподаватели.

Знаю замок во Франции, который купили русские и открыли школу нового образования. Они буквально спасли несколько десятков педагогов из Украины, России и Беларуси. Очень нужны толковые менеджеры, администраторы, управленцы, шеф-повары, сомелье, те, кто работает с соцсетями, копирайтеры, фотографы, видеографы и монтажеры.

Всегда нужно умение работать с клиентами. Бывают запросы от замков, где требуется знание китайского рынка или американского рынка. Традиционно очень нужны люди, которые умеют работать с прессой: писать пресс-релизы, организовывать пресс-туры. А недавно мы искали для одного замка настоящего ямщика, который умеет и за лошадьми ухаживать, и карету наладить. Часто нужны актеры, которые могут проводить интерактивные экскурсии по замкам.

Я честно скажу: не сталкивалась пока ни с одним запросом, ни с одной профессией, для которой нельзя было бы найти место в старинном замке. Каждый день, мы посчитали, открывается 20-30 вакансий в замках. Мы публикуем только три вакансии в день.

Но есть и своя специфика. Это не обычная гостиница, здесь вы должны хорошо знать историю самого замка, историю династии, которой он принадлежит, обладать безукоризненными навыками этикета.

Что самое сложное для работы в замке?

Я дружу с управляющим одного чешского замка, и он мне говорит: «Самое сложное в моей работе то, что я в замке и работаю и живу. Когда вы хотите отдохнуть, вы едете в замки. А я не могу — мне надо куда-то в другое место».

Бывает сложно психологически выдержать в таком режиме: замок нужно по-настоящему любить, иначе не получится. Тот, кто идет на работу в замок, должен понимать: уйти в отпуск летом не получится — это высокий туристический сезон. Отпуск у вас будет, скорее всего, поздней осенью или зимой.

Очень большое внимание всегда уделяется внешнему виду. К счастью, замковладельцы выделяют деньги работникам, чтобы они вовремя ходили к парикмахеру, в спа-салоны, делали себе маникюр, покупали качественную обувь и одежду. Иногда им даже говорят, в каких магазинах надо покупать одежду, и отдельно это оплачивают. Поможет в работе врожденное или воспитанное в себе чувство такта и понимание своей миссии.

Наталья Маковик

Человек, который идет работать в замок, должен осознавать: аристократ, который владеет этим замком, выполняет определенную задачу в рамках исторической эпохи. И обязанность работника — помогать ему в этой роли. Даже если ты простой садовник или горничная — ты участвуешь в важнейшей работе по сохранению исторического наследия.

Замки — это самое крупное произведение рукотворное искусства. В замкостроительстве человек смог ближе всего приблизиться к Творцу по масштабам созданного своими руками. Недостаточно смотреть на замок только как на владение какого-то маркиза. Это и плод труда зодчих, которые его строили. А еще были крестьяне, которые камни возили на тележках, и их жены, которые каждый день пекли хлеб, чтобы муж поел и у него были силы возить эти камни. Имена этих людей не сохранила история — но они приняли участие в создании произведения искусства.

Когда ты осознаешь всю глубину и меру своей ответственности за сохранение этого чуда — испытываешь какое-то мистическое чувство. Ты уже будешь иначе застилать кровать, иначе ходить по лестницам, иначе подстригать кусты. Замковладельцы хорошо отличают человека, который это понимает, от того, кто просто пришел заработать денег.

Забавные истории: сколько стоит замок в сумках?

Наталья Маковик

У меня был клиент из России, который на вопрос, зачем он покупает себе замок, ответил: «Я хочу в своей жизни что-то хорошее сделать, чтобы это осталось на века. Я торговал минеральной водой и очень много обманывал людей — это был очень крупный бизнес. Я не думаю, что мне отпустят все прегрешения, но я хочу стать хорошим человеком».

Меня это тогда очень удивило. У нас принято считать, что для того, чтобы стать хорошим человеком, измениться к лучшему, можно съездить в Тибет или на Афон. А тут — человек покупает замок.

А благодаря другому клиенту у нас появился термин «количество сумок на метр». Это был очень богатый чех, из списка Forbes. При покупке замка для таких людей большое «препятствие» — это их жены, потому что они обычно не хотят, чтобы мужья тратили много денег на историю. Он предложил такой термин — «сумко-метр»: «Когда моя жена слышит, что я хочу купить очередной замок, она считает, скольких сумочек она лишится».

Почему одни владельцы замков успешны и счастливы, а другие нет?

Когда у меня было агентство по продаже замков и дворцов, ко мне приходили желающие продать свой замок. Обычно это глубоко несчастные люди. У них был замок, но по разным причинам они вынуждены были выставить его на продажу. Я видела это глубокое несчастье — для некоторых это была настоящая жизненная катастрофа. Им приходилось продавать свою мечту. С другой стороны, ко мне приходили мечтатели с горящими глазами и говорили: «Я всю жизнь мечтал о замке и могу себе это позволить». Я смотрела на тех и на других, начала задавать вопросы, чтобы понять, почему одни замковладельцы несчастны, а другие счастливы.

Наталья Маковик

Я изучала их взаимоотношения с детьми, супругами, поведение в рамках общественной иерархии, отношение к подданным, религиозность. Чем больше я узнавала, тем больше у меня появлялось новых вопросов.

Например — участие в войнах влияет на успешность управления замком или нет? И в процессе исследования я обнаружила, что у очень многих аристократов, если говорить современным языком, в качестве коучей, или наставников, были монахи-иезуиты. Причем взять такого духовного наставника могли только очень состоятельные аристократы.

Я выросла в пространстве русского языка, где слово «иезуит» имеет негативный оттенок. «Иезуитство» — синоним хитрости, лукавства, двоедушия. Не стыкуется. Так, закапываясь все глубже, я дошла до «Духовных упражнений» основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Я начала читать первоисточники и историческую литературу и поняла, что на самом деле иезуиты занимались просвещением и образованием. Меня очень вдохновил их культурный обмен с Китаем и Японией.

Я приняла своеобразную «аскезу»: решила каждый день читать небольшой отрывок на видео в соцсетях и делиться своим собственным пониманием. Так родился проект «Утро с иезуитами», который сейчас насчитывает больше 280 выпусков. Чем больше я читаю духовные упражнения, тем больше убеждаюсь, что в наше время эта книга имела бы название «Как достичь успеха за 30 дней». Там написано больше и глубже, чем в любой книге по «достигаторству», больше, чем говорят на любом марафоне или курсе. Там все это уже есть. Это своего рода учебник для самых влиятельных людей в течение столетий.

Три совета от Игнатия Лойолы для читателей Rus.nra.lv

Наталья Маковик

Первое, что он бы сказал: духовную мышцу нужно тренировать точно так же, как и физические мышцы. Наши желания исполняются в тот момент, когда мы видим эту реальность шире и начинаем доверять тому, что Бог нам разрешает эту мечту реализовать. Вот для этого нужно тренировать духовную мышцу так же, как мы физическую тренируем, когда ходим каждый день 10 тысяч шагов. Жалко, что нет трекеров для духовных шагов.

Второе — если наша мечта не реализовалась, то только потому, что есть препятствия. А препятствия создаем мы сами — греховными поступками, нарушая заповеди. Поэтому я думаю, что Лойола сказал бы так: делайте каждый день испытание совести — малое или великое, на что вас хватит. И этим вы уберете препятствия для своей мечты.

И третий совет: никогда не принимайте решения и не делайте выбор в состоянии внутреннего раздрая. Нужно научиться погружаться в состояние утешения. На нашем языке это гармония, баланс, тихая радость, любовь. Никогда не принимайте решения в других состояниях. От правильно принятых решений зависит вообще все в нашей жизни.

Ну и четвертый совет, бонусом: любите!