Вторник, 26 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Стиль жизни

О войне, политике и сексе. В Риге открылись три яркие выставки современного искусства

Влад Огай «Золотые купола», Рейнис Виртманис «Соблазн» © Фото: пресс-материалы

В конце прошлой недели в Риге открылись сразу три выставки, так или иначе посвященные современной политической повестке, — «Кошмары в эфире» в галерее CUB, «Распятия» в галерее CUT ART и «Поле зрения» в арт-центре Zuzeum.

В галерее CUB можно увидеть работы известного российского художника, работающего под псевдонимом Slava Ptrk. Зрителей здесь ошарашивают уже с самого порога: часть работ не висят на стенах, как положено, а лежат на полу, покрывая его гигантским лоскутным ковром. По этим работам не только можно, но и нужно ходить — так задумал автор. Но зрители не торопятся это делать — нога не поднимается ходить по произведениям искусства.

Фото: Елена Власова

Slava Ptrk (Станислав Комиссаров) — один из самых ярких российских стрит-арт-художников последних лет. С 2010 года он создавал на улицах российских городов острые политические проекты, в которых смело критиковал власть, церковь, силовые структуры. Изображение патриарха Кирилла в виде копилки; надпись «Правда здесь больше не живет» на здании, где располагалась редакция газеты «Правда»; лозунг Make Russia grey again на огромной серой кирпичной стене; дорожный знак «Гражданин, пройдемте» с изображением арестованного; канализационный люк в виде гильзы у дома убитой журналистки Анны Политковской… Ясно, что в современной России такому художнику места нет, поэтому Славе пришлось переехать в Черногорию.

Slava Ptrk «Гражданин, пройдемте» / Фото: пресс-материалы

Экспозиция в галерее CUB представляет не его знаменитый стрит-арт (который в России по большей части уничтожен и остался лишь на фотографиях), а менее известные графические работы. Картинки, брошенные зрителям под ноги, — веселые, хулиганские, с узнаваемыми персонажами из старых мультиков и культовых советских фильмов вроде «Брат 2», — сделаны много лет назад и олицетворяют для Славы прошлое.

Фото: Елена Власова

А новые работы, висящие на стене, олицетворяют настоящее. Тут уже никакого юмора и озорства нет — перед нами жуткие сюрреалистичные сюжеты и персонажи, суть которых очень точно отражает название выставки — Nightmares on air («Кошмары в эфире»).

Работа Slava Ptrk / Фото: Елена Власова

«Эта выставка открывает серию антивоенных заявлений, сделанных художниками, покинувшими свою страну. Кошмар 2022 года, когда Россия напала на Украину, развязав чудовищную войну, когда-нибудь можно будет осознать. Но пока он висит в воздухе, художникам остается только фиксировать действительность», — говорится в заявлении владельцев галереи CUB, супругов Дарьи Бескиной и Александра Чернова.

Фото: Елена Власова

Галерея CUB открылась восемь лет назад и с тех пор несколько раз меняла свой адрес. В прошлом году она переехала на самую красивую рижскую улицу — Алберта, в подвал дома №9.

На этой же улице, в доме №1, теперь располагается еще одна новая галерея CUT ART. Здесь проходит выставка Crucifixions («Распятия») российского художника Влада Огая.

Художник Влад Огай / Фото: Елена Власова

Главной сенсацией выставки стала даже не ее тема (хотя игра с религиозными мотивами — вещь довольно скользкая), а имя куратора — итальянского искусствоведа Джанлуки Марциани. Это большая величина в художественном мире и чуть ли не главный специалист по творчеству Бэнкси — Джанлука написал о нем несколько книг и стал куратором его нью-йоркской выставки.

Влад Огай. «Счастье ангела», 2023 / Фото: пресс-материалы

Влад Огай пока не так известен, как Бэнкси, но его хорошо знают в мире кино. В его кинобиографии около 40 лент, в том числе последние работы Кирилла Серебренникова — «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского», а также пока еще не вышедшие на экран «Лимонов, баллада об Эдичке» и «Исчезновение».

Влад Огай. “Икра”, 2022 / Фото: пресс-материалы

Те, кто видел декорации Нью-Йорка, построенные Огаем для «Эдички» на Румбуле, говорят, что это нечто грандиозное. А вся его работа для фильма «Исчезновение» о нацистском докторе Менгеле (эта лента минувшим летом снималась в Латвии и Уругвае), — «это вообще какой-то космос» (цитирую очевидцев).

Влад Огай. «Икра Иисуса», 2022 / Фото: пресс-материалы

Помимо работы в кино, Влад ведет параллельную, не менее интересную и насыщенную творческую жизнь, в которой выступает уже не в команде, а соло. Вот уже несколько лет он создает художественные произведения в жанре «редимейда» (readymade). В ход идут самые обычные повседневные предметы — бумажная и пластиковая упаковка, одноразовая посуда, детские игрушки, кубики лего… Иногда эти предметы работают сами по себе (разверните упаковку от картошки фри из «Макдональдса» — вот вам и арт-объект, в котором каждый увидит что-то свое — от креста до мужских гениталий). Но чаще эти бытовые предметы художник чем-то дополняет — рисунками, коллажами, вышивкой…

Влад Огай. «Адам и Ева», 2022 / Фото: пресс-материалы

Огай смешивает известные культурные символы с обычными бытовыми предметами, священное и мирское, высокое и низкое. В итоге у него получаются новые ироничные иконы потребительства, гендерных отношений и перепроизводства.

Влад Огай. «Красный», 2022 / Фото: пресс-материалы

Главный образ выставки — крест, но эта экспозиция, по словам автора, «не про веру и не про бога, а про страдание, боль и выживание... и немножко про феминизм».

Влад Огай. «Пакет», 2022 / Фото: пресс-материалы

На бумажном пакете для покупок читается силуэт Мадонны с младенцем. Нетрудно разгадать эту метафору: для кого-то религией становится шопинг.

Влад Огай. «Святой Себастьян» / Фото: пресс-материалы

На картонной коробке из-под овощей — изображение Святого Себастьяна. «Эта коробка была насквозь прошита металлическими скобами, и казалось, что она страдает. Поэтому и сюжет я выбрал соответствующий», — рассказывает автор.

Экспонат выставки / Фото: Елена Власова

Предметы, повторяющие форму женских гениталий, — это высказывание художника на тему феминизма. «Нельзя воспринимать женщину только как сексуальный объект. Женщина — не губка, предназначенная для уборки и впитывания жидкостей», — говорит автор.

Влад Огай. «Золотые купола», 2023 / Фото: пресс-материалы

Не обошлось и без политики. Кокошники, созданные из гильз и пластиковых игрушечных солдатиков, по форме напоминающие купола православного собора, без всяких слов говорят об антивоенной позиции автора.

Фрагмент работы / Фото: Елена Власова

Вероятно, у части публики эта выставка может вызвать весьма противоречивые чувства. Но мы, слава богу, не в Иране и не в России: у нас пока допустимы любые формы художественного высказывания.

И, наконец, третья выставка, на которую стоит обратить внимание, — новая экспозиция «Поле зрения» в арт-центре Zuzeum. Открывшийся на бывшей пробковой фабрике ровно три года назад, этот крупнейший частный музей Латвии уже стал одной из главных достопримечательностей Риги.

Анита Арбидане. «Голод», 2022 / Фото: пресс-материалы

Коллекция Яниса и Дины Зузансов, лежащая в основе этой культурной институции, настолько огромна, что способна обеспечить Zuzeum выставками на десятилетия вперед. Причем выставками самыми разными. Так, предыдущая экспозиция была посвящена кузнецовскому фарфору — его Янис Зузанс (Дина умерла в прошлом году, перед этим супруги развелись, но на их коллекцию это никак не повлияло) собирает c не меньшим азартом, чем современный арт.

Выставка «Поле зрения» под кураторством Тины Петерсон — это 80 отборнейших произведений современного искусства (картин, скульптур, видеоработ), созданных за последние примерно 30 лет. География авторов — от Латвии до Китая, от Украины до Канады.

Олег Кулик. «Мадонна», 2013 / Фото: пресс-материалы

Работы абсолютно разные, объединяет их только одно (помимо таланта авторов): все они очень эмоционально реагируют на происходящие вокруг нас изменения — от слома социального строя до финансовых кризисов, от пандемии до войны.

Анита Арбидане. «Слепые ведут слепых», 2009 / Фото: Елена Власова

Многие работы созданы в ироничном ключе. В работе Аниты Арбидане «Слепые ведут слепых» по мотивам знаменитой картины Брейгеля у героев лица известных латвийских политиков. В том числе Эйнарса Репше, которого, кстати, также можно было видеть на открытии этой выставки.

Фото: Елена Власова

Экс-премьер снимал происходящее на телефон — видимо, для того, чтобы потом все тщательно проанализировать (Репше и сам на досуге занимается живописью).

Отто Зитманис. «Как любят латыши», 2011 / Фото: пресс-материалы

Острая сатира на грани черного юмора прослеживается в работе Отто Зитманиса «Как любят латыши» (2011).

Фото: Елена Власова

Работа популярного эстонского музыканта Томми Кэша представляет собой гибрид Чебурашки и ядерного взрыва. В названии этой игрушки — Nukerashka — слышны отзвуки слов nuclear (ядерный) и «Рашка», как пренебрежительно называют Россию.

Наталия Пивко. «Праздничный ковер», 2022 / Фото: Елена Власова

Большой отсек выставки отдан антивоенным работам, главная из которых располагается по центру, в специально отведенном для нее склепе. Это «Праздничный ковер» Наталии Пивко, представляющий собой небольшой настенный коврик с изображением лежащего в гробу Путина.

Сергей Демин. «Доброе утро, мойте руки перед войной», 2012 / Фото: пресс-материалы

Работа Сергея Демина «Доброе утро, мойте руки перед войной» была сделана в 2012 году, но и сегодня воспринимается еще более актуально.

Эрбоссин Мелдбеков. «Мой брат, мой враг», 2004 / Фото: пресс-материалы

То же самое можно сказать о работе казахского художника Эрбоссина Мелдбекова «Мой брат, мой враг», сделанной в 2004 году.

Аусеклис Баушкиниекс. «Протест», 1993 / Фото: пресс-материалы

Совершенно не потеряла своей политической остроты и работа Аусеклиса Баушкиниекса «Протест» (1993).

Янис Зузанс (слева) и художник Кристиан Бректе / Фото: Елена Власова

Владелец Zuzeum’а Янис Зузанс не только самолично открыл выставку, но и с удовольствием попозировал в компании с ее авторами.

Кристиан Бректе. Zhopa, 2016 / Фото: Елена Власова

Например, с Кристианом Бректе, чья работа 2016 года с зашифрованным русским словом и сегодня очень точно отражает дух времени.