Суббота, 19 октября
Рига +9°
Таллинн +8°
Вильнюс +6°
kontekst.lv
arrow_right_alt Стиль жизни

Андрей Бильжо: «Что с моим персонажем Петровичем? Он лежит в коме»

Художник Андрей БИЛЬЖО в Риге © Фото Андрея Шаврея

В рижской галерее CUB, открытой москвичами, ныне жителями Латвии Дарьей Бескиной и Александром Черновым, — персональная выставка знаменитого художника-сатирика, «врача-мозговеда» Андрея Бильжо. Журналист Rus.nra.lv побывал на открытии выставки.

Прибыл и сам автор, который со времен начала войны в Украине живет преимущественно в Италии. Он был неподдельно печален...

«Извините, но у меня заплетается язык, потому что я выпил водки. Я ее не пил давно. Потому что я полтора года живу в Венеции, а там культура вина». Сказав так, художник печально замолчал.

В Латвии Андрей оказался счастливым образом владельцев галереи CUB с Бильжо свел осевший в Риге московский галерист Максим Боксер. И теперь перед нами десятки рисунков, которые демонстрируются под слегка режущие слух звуки. Но и тема довольно грустная война. Как сказал Александр Чернов: «На одной работе написано «х.й войне» и ничего другого сейчас сказать нельзя». Но Бильжо все же сказал.

Фото: Андрей Шаврей

«Спасибо Даше, спасибо Саше... Хотел сказать, спасибо Владимиру Владимировичу Путину, что он затеял эту историю, благодаря чему появились эти работы. Но не скажу. Это странная выставка на самом деле, потому что я нарисовал до начала войны порядка 30 тысяч карикатур и потом наступил момент, когда я перестал их рисовать.

Меня спрашивают, что с моим персонажем Петровичем? Он лежит в коме. Выйдет ли он из нее неизвестно. После того как началась война, был период, когда я какое-то время ничего не мог делать, вернулся к своей первой профессии психиатра. Четыре месяца разговаривал с людьми, которым очень плохо. Мне было неважно, откуда они. И плохо им было по-разному. Вот эта выставка, каждая работа висит на прищепках. Дело в том, что мне много писали писем и самое мощное письмо было коротким. Его написала женщина из Мариуполя. «Я хотела бы поговорить с вами, Андрей, но у меня нет сил, потому что все, что у меня осталось в жизни, это бельевая прищепка в моем кармане».

Фото: Андрей Шаврей

Я назвал выставку «Азбука-22» она началась со времен войны прошлого года и теперь все время продолжается вместе с войной, потому что все время появляются новые понятия, слова, которые переосмысливаются моим мозгом. И появляются образы. Это не карикатуры на самом деле, потому что как можно на эту тему карикатуры рисовать? Это взгляд художника, который говорит о том, что на то или иное явление, на предлагаемые нам события можно посмотреть по-другому. И одна война сменяется другой. И я не знал, как сегодня открывать выставку, потому что война вновь пришла к нам.

Здесь есть работа, где буква Z разрывает букву «Ж», которая означает «жизнь». И у каждого из нас она разорвана в разных местах. Легче тем, у кого она разорвана в возрасте 25 лет, сложнее тем, у кого она разорвана в возрасте семидесяти, потому что большая часть остается там.

Когда началась эта история, я потерял очень близкого друга Игоря Свинаренко, замечательного журналиста, который всю жизнь прожил в Макеевке Донецкой области, родился в Мариуполе. Последнее, что он мне написал за сутки до своей смерти: «Все же как хорошо быть украинским беженцем, вся жизнь впереди, новые страны, новая жизнь. И как же чудовищно умирать в фашистской стране, харкая кровью». Это правда.

Здесь есть картинка, которую я нарисовал в день открытия этой выставки, на ней изображен Икар, на которого летят ракеты. И здесь даже не столько Украина, и даже не столько Израиль, сколько просто полет человека, в которого кто-то стреляет. Для меня одним из мощных потрясений было, когда сообщили, что 37 человек, которые вроде такие же, как мы, люди... Это молодые, продвинутые айтишники, они приходят на работу, нажимают кнопки, запускают ракеты, которые убивают людей.

Каждый из нас летит куда-то. И неизвестно, долетит ли.

Фото: Андрей Шаврей

Очень важный для меня момент, меня часто спрашивают, вот вы уехали, а кто-то остался... Но я хотел бы сказать основную мысль. Мы не лучше и не хуже тех, кто остались, и тех, кто уехали. Потому что мы все разные, кто-то более чувствительный, кто-то менее, кто-то более рационален. Давайте просто относиться друг к другу с пониманием и сохранять в каждом из нас такое теплое, чувственное, тактильное. Давайте обниматься.

И еще. У меня есть картинка «Гондонами не рождаются, гондонами становятся». Давайте сохранять в себе человеческое и не будем становиться гондонами.

************

Андрей Бильжо, автор легендарного персонажа Петровича, рисованием увлекся в детстве. Вначале занимался графикой. С 1975 года начал печататься как карикатурист в газетах «Московский комсомолец», «Собеседник», в «Литературной газете» и других периодических изданиях. С 1989 года занимается живописью. Пятнадцать лет работал в издательском доме «Коммерсантъ» главным художником-карикатуристом. С 1996 года работал на телевидении (НТВ и ТВ-6), где выступал в качестве врача-мозговеда, рассказывающего истории из своей практики в «маленькой психиатрической больнице города N».