Что произошло за это время?
Война в Украине, если считать с начала полномасштабного вторжения российских войск на территорию независимой страны, идет уже два года и два месяца. Это два года и два месяца, которые изменили мир.
Что произошло за это время?
Линия фронта фактически так и не сдвинулась. В прошлом году все ждали украинского контрнаступления. Однако оно не привело к каким-либо существенным результатам. Если не считать захвата, освобождения и снова захвата небольших населенных пунктов, как правило уже уничтоженных во время боев за них до основания, ни одна из сторон не может похвастаться реальными успехами.
Самопровозглашенные Донецкая народная республика и Луганская народная республика вошли в состав России, согласно российским же законам, но ни сам факт присоединения, ни, собственно, существование этих территориальных единиц никем, кроме России, фактически не признано. Да и эти регионы — лишь часть украинских Донецкой и Луганской областей, в которых с 2014 года шел вялотекущий вооруженный конфликт, Киев не контролировал эти территории задолго до начала полномасштабного вторжения.
Единственный областной центр, если не считать Донецка и Луганска, который был оккупирован российской армией за время войны с 2022 года, — это Херсон. И его осенью 2022 года российские войска покинули. Что не помешало Кремлю включить Херсонскую область и Запорожскую область, которые они не контролируют полностью, в состав Российской Федерации — по Конституции.
Главный военный трофей России в этой войне — Мариуполь. Да и от этого города остались, фактически, лишь руины. Главная гордость города и главное богатство региона — завод «Азовсталь» был полностью разрушен российской армией во время многодневной осады еще в 2022 году.
Украина не может похвастаться военными успехами в принципе. Гражданская обороны первых дней войны, незначительные — скорее, символические — успехи на линии фронта — это главное, что может предъявить Украина своим гражданам.
Зато Украина научилась атаковать Россию. Более того, Киеву — в основном, усилиями Главного управления разведки — удалось создать серьезную угрозу российским городам и инфраструктуре. Сильнее всего война сказалась на Белгородской области. Белгород — областной центр, который Украина атаковала ракетами и дронами. Не менее 15 регионов России подверглись и продолжают подвергаться атакам украинских беспилотников: в основном, Украина атакует энергетическую инфраструктуру России, нефтезаводы и военные аэропорты. В том числе, удары наносились по Москве и Московской области — это продемонстрировало полную неготовность российских властей защищать своих жителей. С украинской стороны активизировались намеки на готовящуюся новую атаку Крымского моста.
Начался отток населения из оккупированного Крыма, Ростовской области, Белгорода. Причем, власти напрямую называют это эвакуацией мирного населения.
А западные партнеры Украины напрямую стали говорить о том, что у Украины есть право обстреливать территорию России в качестве ответа за атаки на украинские города. Но принимать Украины в NATO Запад не спешит.
Россия тоже научилась воевать по-другому. Благодаря поставкам оружия из Ирана и Северной Кореи, а также переводу российской промышленности на военные рельсы, российская армия больше не нуждается в мобилизации населения. Теперь она обстреливает украинские регионы и крупные города: практически полностью уничтожена энергоинфраструктура ближайшего к России крупного украинского города Харькова, постоянно идут атаки на Одессу, где работает главный украинский морской порт. Правительство Украины напрямую говорит о том, что энергосфера страны уничтожена больше, чем наполовину.
Будет ли мир? Все чаще слова о мирных переговорах звучат от украинских политиков и военных. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба допустил переговоры с российской стороной — но после военных успехов ВСУ. Заместитель руководителя Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий в интервью The Economist в пятницу заявил, что победы только на поле боя не будет — нужны мирные переговоры.
Украина и множество мировых государств в ближайшее время соберутся в Швейцарии для обсуждения плана окончания войны. Россию на этот саммит не позвали.