Евросоюз готовит директиву о предотвращении насилия против женщин. Документ обяжет страны-члены существенно улучшить свое законодательство в отношении защиты девушек и женщин от различных угроз, включая домашнее насилие, преследования в Интернете и сексуальные домогательства.
От домашнего насилия до сталкинга
До сих пор политика борьбы с насилием в отношении женщин находилась в основном в компетенции стран-членов. Директивы ЕС регулируют только отдельные аспекты, например определение минимальных стандартов защиты жертв и судопроизводства. Однако в целом системного подхода в Евросоюзе нет. И некоторые страны, в том числе Латвия, даже не имеют в своем законодательстве понятия «преступление на гендерной почве».
Исследование, проведенное аналитической службой Европарламента в 2022 году, показало, что только 15 из 27 стран ЕС криминализировали все четыре формы домашнего насилия (физическое, психологическое, сексуальное и экономическое), и только две страны — Кипр и Мальта — криминализировали фемицид (убийство женщин из-за их пола).
8 марта 2022 года Европейская комиссия предложила новую директиву по борьбе с насилием в отношении женщин и бытовым насилием. Предложение направлено на обеспечение минимального уровня защиты женщин во всем ЕС.
Стамбульская конвенция, которую Латвия после длительных политических дискуссий ратифицировала на прошлой неделе, определяет упомянутые выше четыре формы насилия в отношении женщин. Новая директива потребует от государств криминализировать не только все формы подобного насилия, но также кибернасилие и калечащие операции на женских половых органах. Таким образом, избиение женщины больше нельзя будет рассматривать только как нанесение легких телесных повреждений, за которое в Латвии сейчас полагается административный штраф от 210 до 500 евро, а сталкинг (преследование, навязчивое проявление внимания) или распространение интимных фотографий без согласия будет расцениваться как преступление.
Директива также обеспечит доступ жертвы к правосудию, право требовать компенсации, возможность получения поддержки в кризисных центрах и доступ к бесплатной помощи по телефону.
«Нет» значит «нет»
Самый спорный вопрос Директивы — это предложение считать изнасилованием любой секс без согласия. Еврокомиссия требует криминализировать сексуальный акт, если женщина не сказала четкого «да», и приравнять его к сексуальной эксплуатации. Некоторые страны, например Польша, Чехия и Франция, не согласны с такой формулировкой, считая, что под сексуальной эксплуатацией должны пониматься только торговля людьми и принуждение к проституции. Однако Еврокомиссия настаивает на своей изначальной редакции текста директивы. В поддержку этой позиции открытое письмо подписали более 70 европейских правозащитников и юристов. Сейчас только 13 государств ЕС признают секс без согласия изнасилованием, и Латвия не входит в их число. Кроме того, супружеские изнасилования или изнасилования, которые происходят в отношениях, фактически не рассматриваются в рамках уголовного закона.
Переговоры между Советом ЕС, Европарламентом и Еврокомиссией по тексту новой директивы должны завершиться к весне следующего года. По неофициальной информации, лоббисты документа не хотят затягивать процесс, поскольку во второй половине 2024 года председательство в ЕС перейдет от прогрессивной Бельгии к более консервативной Венгрии и потом уже к Польше, чья политика по ограничению прав женщин на аборты вызывает острую критику внутри Евросоюза. Еврокомиссия в конце ноября призвала все страны ускорить работу над директивой, напомнив, что ежегодно в Европе более 3000 женщин умирают от рук сексуальных партнеров или членов семьи.
С угрозой для жизни
Насилие в отношении женщин и девочек является одним из самых распространенных нарушений прав человека во всем мире. Страны ЕС не являются исключением. Каждая вторая женщина в Европе становилась жертвой сексуальных домогательств, каждая третья — подвергалась физическому или сексуальному насилию, в основном совершаемому интимными партнерами.
Во время пандемии COVID-19 было зарегистрировано значительное увеличение случаев физического и эмоционального насилия в отношении женщин. Согласно сообщениям, в некоторых странах количество звонков на телефоны помощи по вопросам насилия в семье увеличилось в пять раз. Также стремительно растет статистика преследования и запугивания женщин в Интернете, особенно от этого страдают журналистки, женщины-политики, общественные активистки.
Правозащитников особенно тревожит проблема фемицида — убийства женщин по причинам, связанным с их полом. Централизованного сбора статистики о преступлениях против женщин в странах ЕС не ведется, что мешает оценить реальные масштабы проблемы. Некоторые страны не фиксируют эти показатели или не сообщают о них публично.
Исходя из имеющихся данных по 15 государствам ЕС, Латвия последние годы является абсолютным лидером по числу женщин, убитых мужьями или любовниками. В 2020 году в Латвии было зарегистрировано 2,14 убийства на 100 000 женщин по причине домашнего насилия (22 инцидента). Далее идет Литва (0,87 на 100 000 женщин, 13 смертей) и Хорватия (0,67). Самый низкий показатель имеют Греция (0,16) и Швеция (0,25).
В латвийских СМИ появляются сообщения о гибели женщин от рук мужей или партнеров. Один из громких эпизодов — это жестокое убийство женщины в Екабпилсском крае, которое на глазах ее ребенка совершил бывший сожитель Леон Русиньш. Убийца долгое время преследовал женщину. Она, ее родственники и коллеги неоднократно обращались в полицию, которая только оштрафовала мужчину на 250 евро за мелкое хулиганство. Убийца до сих пор не пойман.
Насилие обходится дорого
Рост гендерного насилия имеет и денежное выражение. По оценкам Европейского агентства гендерного равенства, стоимость гендерного насилия по всему ЕС составляет 366 миллиардов евро в год, из них 70% — 289 миллиардов евро — это потери из-за насилия в отношении женщин. В эту сумму входят потери экономического производства (больничные, потеря трудоспособности, инвалидность), расходы на государственные услуги помощи жертве (медицинские услуги, личные расходы, системы уголовного и гражданского правосудия, самофинансирование судебных издержек, расходы на жилищную помощь, жилищную помощь и защиту детей), физическое и эмоциональное воздействие на жертв (что приводит к снижению качества жизни жертвы в результате насилия).
Экономика Латвии, по данным Агентства, ежегодно теряет из-за гендерного насилия 1,6 миллиарда евро.