Пятница, 22 ноября
Рига +1°
Таллинн -1°
Вильнюс 0°
kontekst.lv
arrow_right_alt В мире

Пять событий 2023 года, которые повлияют на наше будущее

© Гиртс Озолиньш, Mediju Nams

2023 год зацементировал многие международные политические проблемы и породил немало новых. Какие события изменили мир в уходящем году и как они повлияют на наше будущее?

1. Война в Украине: развязка близка?

По самым смелым расчетам, запланированное на 2023 год контрнаступление украинских войск должно было позволить им выйти на границы 1991 года и диктовать россиянам условия мира с позиции силы. Этого не случилось. Напротив, на всей линии соприкосновения российские войска сейчас оказывают давление на украинцев, которые страдают от нехватки вооружений и боеприпасов. В западных СМИ участились разговоры о желательности мирных переговоров на фоне серьезных задержек с оказанием Украине финансовой помощи как со стороны США, так и ЕС в обоих случаях из-за внутренних противоречий.

Принятое Евросоветом решение начать переговоры о вступлении Украины в ЕС ситуацию быстро не изменит: Украине нужны значительные финансовые средства для балансировки бюджета, и срочно. Западные эксперты в сценарий переговоров обычно включают территориальные уступки России, но уверенности в том, что Кремль устроит аннексия части украинских земель, нет. Момент истины для Украины может наступить уже в следующем году. Неумолимая социология свидетельствует о том, что все больше европейцев желают скорейшего прекращения конфликта из-за экономических трудностей в ЕС.

2. «Железные мечи» против ХАМАС

Варварская жестокость террористической вылазки группировки ХАМАС на израильской территории 7 октября ужаснула весь мир. Однако ответные действия Израиля включая бомбардировки одного из самых урбанизированных районов мира пока не привели к победе над ХАМАС, при том что счет убитых и раненых среди мирного населения идет на десятки тысяч.

Израиль критику своих действий отвергал, и даже призывал к отставке генсека ООН из-за его «неконструктивной позиции». Бескомпромиссную поддержку действиям Израиля на сегодня демонстрируют США и еще несколько западных стран, тогда как страны Глобального Юга требуют прекратить военные действия.

Во многих европейских государствах виден рост напряженности между местными мусульманскими и еврейскими общинами, а также наблюдается рост антисемитизма. Хотя мало кто сомневается в способности Израиля победить ХАМАС и другие группировки военным путем, экономическая стабильность небольшого государства будет под вопросом, если боевые действия затянутся. Кроме того, Израиль уже столкнулся с бойкотом своих товаров в арабских странах и бегством из страны западных фирм. Выступившие против Израиля йеменские хуситы сумели нарушить торговые пути в Красном море, что приводит к дополнительным потерям для израильской экономики. Вылазка ХАМАС также поставила на долгую паузу процесс примирения между Израилем и арабским миром, и, видимо, надолго.

3. Байден против Трампа

Борьба за пост президента США на выборах 2024 года между демократами и республиканцами приобретает все более бескомпромиссный характер. Обе стороны задействовали такой инструментарий, как обвинение оппонента в совершении уголовных преступлений. Дональд Трамп, который по опросам имеет все шансы вернуться в Белый дом, уже столкнулся в уходящем году с рядом обвинений. Верховный суд Колорадо и вовсе запретил ему участвовать в выборах президента, но окончательное решение допускать или нет Трампа на предстоящие в 2024 году выборы примет Верховный суд США. Тем временем процедура импичмента нынешнего президента Джо Байдена находится в подготовительной стадии. Исход битвы пока не ясен.

Идеологический раскол между американцами, равно как и между «красными» и «синими» штатами, очевиден, например, во многих «красных» (республиканских) штатах уже запрещены аборты, возможности для чего предоставило недавнее решение Верховного суда. Споры по бюджету будущего года крутятся вокруг вопроса о контроле над границей и миграцией, по которому основные партии договориться не могут. Обе стороны обвиняют оппонентов в поползновениях к установлению диктатуры. Деятели искусств быстро отреагировали на общественные настроения: на апрель будущего года планируется премьера нового американского боевика «Гражданская война» режиссера Алекса Гарленда. Политическая жизнь в важнейшей демократии мира скучной точно не будет.

4. Правый поворот в Европе

На прошлых выборах в Европарламент в 2019 году крайне правые и популистские партии выступили не так хорошо, как ожидалось, что дало повод для оптимизма и даже утверждений, что Европа справилась с этой напастью. Однако недавние выборы в Словакии и Нидерландах, как и региональные выборы в ФРГ, показали, что успех этих сил на евровыборах будущего года будет более чем заметным.

Питательной средой для правых и левых экстремистов и популистов являются экономические сложности, которые наблюдаются повсеместно из-за роста цен на энергоносители на фоне российско-украинской войны и политики взаимных санкций между Западом и РФ. Начавшаяся деиндустриализация в Германии взвинчивает популярность крайне правой АдГ. В Голландии на гребне успеха сейчас Герт Вилдерс (Партия свободы), сделавший карьеру на агрессивной антимигрантской и антиисламской риторике. В палаццо Киджи резиденции итальянских премьеров по-прежнему сидит крайне правая Джорджа Мелони. В уходящем году она, правда, подала в суд на солиста группы Placebo, который назвал ее «фашисткой».

Хорошие новости пришли из Польши, где антиевропейская ультраконсервативная ПиС хотя и стала самой популярной партией на выборах, но не смогла сохранить контроль над большинством в парламенте. Для еврооптимистов и еврофедералистов выборы в Европарламент в следующем июне простыми не будут.

5. Не радужная Россия

Признание Верховным судом России несуществующего «международного общественного движения ЛГБТ» экстремистским (слушания прошли «в отсутствие представителя движения») является уже вторым примером криминализации российским судом какой-либо субкультуры (до этого была АУЕ молодежная криминальная субкультура).

Данное решение предоставляет правоохранителям все возможности для произвольного преследования общественных активистов и просто известных публике представителей сексуальных меньшинств внутри страны. Гомофобная риторика не является откликом на чаяния простого населения России, но служит циничным использованием языка ненависти для оформления идеологического противостояния с Западом товара, который наряду с нефтью и газом россияне будут предлагать многим странам третьего мира.

В странах Балтии тема прав ЛГБТ-сообщества будет звучать в контексте новых законодательных изменений. Но если в Эстонии в 2024 году сыграют первую свадьбу между людьми одного пола (закон об однополом партнерстве там действует уже десять лет), то в Латвии продолжат собирать подписи за референдум об отмене принятых парламентом поправок об однополых партнерствах. Впрочем, пока выглядит так, что гомофобная тема не слишком увлекает латвийских граждан и необходимые 155 тысяч подписей собрать не удастся.