Что происходит в стране спустя три года после массовых протестов? Появился ли какой-то просвет или ситуация становится всё более удручающей? Kontekst.lv вспоминает основные события уходящего года, которые, несомненно, повлияют на будущий.
Чтобы заменить паспорт, надо ехать в Беларусь
Это, пожалуй, стало главной новостью года для белорусов, живущих за пределами родины. Теперь, чтобы продлить или заменить паспорт, у которого истекает срок годности, надо ехать в Беларусь. Примечательно, что закон, явно направленный против политических беженцев и эмигрантов, бьет по всем без исключения. И да, если кто-то последние семь лет живет в Австралии, за новым паспортом тоже придется возвращаться на родину.
Но указ Лукашенко №287 «О порядке выдачи документов и совершения действий» касается не только замены паспортов. По доверенностям, выданным за границей, теперь в Беларуси нельзя продать дом, квартиру или автомобиль. Для этого действительны только доверенности, выданные в Беларуси. Чтобы апостилировать диплом о высшем образовании, который нужен для трудоустройства в другой стране, тоже нужно либо личное присутствие человека, получившего этот диплом, либо доверенность, оформленная в Беларуси.
Демократические силы Беларуси ведут переговоры с политиками разных стран, чтобы найти решение проблемы с паспортами. Среди возможных вариантов предлагают выдавать проездные документы иностранца, признавать паспорт Новой Беларуси и считать действительными просроченные обычные белорусские паспорта.
Теперь белорусы должны сообщать властям о наличии второго гражданства или вида на жительства в другой стране
Двойное гражданство в Беларуси не признается, так что на территории страны человек с белорусским паспортом в любом случае считается гражданином Беларуси. В прошлом власти не интересовались иностранными паспортами белорусских граждан, но в 2023 году все изменилось.
В июле из-за поправок в закон «О гражданстве Республики Беларусь» граждане обязаны сообщать о наличии у них второго гражданства или ВНЖ другой страны. Правда, МВД заявляет, что эти данные у них уже есть, и одновременно с этим заявлением призывает «сообщить об этом самостоятельно, чтобы избежать ответственности, введение которой в настоящее время прорабатывается».
В общем, о документах надо сообщать инстанциям, которые и так о них уже знают, с целью избежать наказания, которое еще не придумали.
В колониях умерли по меньшей мере двое политзаключенных
61-летний Николай Климович умер 7 мая в Витебской колонии, куда его отправили за реакцию в «Одноклассниках» на карикатуру на Александра Лукашенко. Мужчину осудили на один год лишения свободы и отправили в тюрьму несмотря на серьезную инвалидность, перенесенные инсульт и операцию на сердце, не говоря уже об абсурдности самого обвинения. В заключении он прожил всего два месяца.
57-летнего художника-нонконформиста Алеся Пушкина не стало в ночь на 11 июня. Он умер в реанимации, куда его доставили из Гродненской тюрьмы. Политзаключенный отбывал пятилетний срок за «надругательство над госсимволами» и «разжигание вражды» — так прокуратура и суд оценили размещение на выставке портрета деятеля антисоветского подполья Евгения Жихаря.
Всего в Беларуси остается почти полторы тысячи официально признанных политзаключенных. У большинства из них ограничена переписка, им сложно получать свидания с родными, их периодически отправляют в штрафной изолятор, где из-за пыточных условий некоторые вскрывают вены, чтобы хоть такой ценой оттуда выбраться.
Появился закон о лишении гражданства по рождению
Теперь белорусов можно лишить и единственного белорусского гражданства, даже в том случае, если оно было получено по рождению. Соответствующие изменения были внесены в закон «О гражданстве».
Лишить паспорта могут тех, кто находится за границей и кого обвинили по одной из так называемых экстремистских статей — за призывы к санкциям, разжигание вражды или розни, измену государству, массовые беспорядки и пр. Все эти статьи сейчас используются в Беларуси для политического преследования — разжиганием вражды называют критические комментарии в адрес властей или милиции в Интернете, в измене государству обвинили журналистов Дениса Ивашина, Андрея Александрова и Екатерину Андрееву.
Чтобы иметь возможность лишать гражданства тех, кто сейчас находится за границей, в Беларуси еще в 2022 году разрешили заочные суды. Без личного присутствия уже судили лидеров демократических сил, активистов, спортсменов и бывших силовиков, которые встали на сторону протестующих. Александру Азарову, руководителю объединения бывших силовиков BYPOL, заочно грозит смертная казнь.
Осудили и помиловали Романа Протасевича, ради ареста которого в 2021 году в Минске посадили самолет Ryanair
Самолет, направлявшийся из Афин в Вильнюс, экстренно посадили в Минске после сообщения о минировании от местного диспетчера. Практически сразу же после приземления были арестованы находившийся на борту самолета бывший главный редактор протестного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, активистка Софья Сапега.
Вскоре после инцидента прекратилось авиасообщение между Беларусью и странами ЕС и Великобританией. По сути, это стало началом серии серьезных санкций против юридических и физических лиц из Беларуси. США возобновили приостановленные ранее санкции против крупного бизнеса и ввели персональные санкции против представителей власти, новые ограничения ввел и Евросоюз.
Романа Протасевича, пока он был под следствием, использовали в пропагандистских целях, но достоверной информации о его жизни в последние два года практически нет. В начале мая 2023 года его осудили по 10 уголовным статьям и приговорили к восьми годам лишения свободы. Он полностью признал вину. Когда шел суд, Протасевич не был под стражей. Он пришел на оглашение приговора с сумкой вещей, но она ему не понадобилась — его оставили на свободе «до вступления приговора в законную силу». А меньше чем через месяц — помиловали. «Буквально только что я подписал все соответствующие документы о том, что я помилован. Это, конечно, просто прекрасная новость. Прежде всего я безумно благодарен стране и лично президенту за такое решение», — сказал тогда Протасевич.
Что сейчас с ним происходит, неизвестно. Единственным источником информации остаются государственные пропагандистские ресурсы, которые не заслуживают доверия.
Санкции, введенные против Беларуси после принудительной посадки самолета в 2021 году, остались в силе.
Появились и новые санкции
Новые ограничения в основном связаны не с насилием и репрессиями внутри Беларуси, а с соучастием в полномасштабной войне против Украины. Так, Евросоюз запретил поставки в Беларусь огнестрельного оружия и боеприпасов, Польша запретила въезд и заморозила активы 365 физическим лицам, а также ввела санкции против 20 организаций.
Австралия, Великобритания, Канада, США, Украина и Южная Корея также расширили санкционные ограничения.
Вышел закон об изъятии имущества за «недружественные действия по отношению к Беларуси»
Предполагается, что конфисковывать собственность могут у тех, кто натолкнул другие государства на недружественные действия, решил совершить их сам и/или уже совершил. Причем касается это как белорусов, так и иностранных граждан. А также тех, кто «находится под контролем лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия».
В законе нет определения недружественных действий и не указано, как власти будут выявлять и доказывать, находится ли подозреваемый под контролем иностранных лиц.
Также стоит отметить, что этот закон принимался тайно — его не анонсировали ни парламентская пресс-служба, ни госСМИ, как это обычно бывает на этапе подготовки и доработки законопроектов.
Марафон солидарности с политзаключенными собрал 574 тысячи евро
В июле более 20 независимых СМИ, находящихся в изгнании, вместе с помогающими инициативами, фондами, известными персонами и бывшими политзаключенными провели 38-часовой онлайн-марафон, целью которого было собрать деньги для помощи политзаключенным и их семьям.
Распределение собранных средств контролировал специально созданный наблюдательный совет, который разделил деньги между помогающими инициативами и обязал их предоставить публичный отчет.
Семьи политзаключенных часто оказываются в тяжелом финансовом положении — много денег уходит на бандероли и передачи, один визит адвоката стоит около 70-100 евро. С учетом незаконного ограничения переписки встречи с адвокатом могут быть единственным способом связи политзаключенного с родными.
Суд Центрального района Минска признал видеозаписи марафона экстремистскими материалами. Против 60 человек, которые приняли в нем участие, в Беларуси возбуждены уголовные дела. Их подозревают в финансировании экстремистской деятельности.
Кстати, в России, население которой почти в 16 раз превышает население Беларуси, аналогичный марафон в поддержку своих — российских — политзаключенных собрал 382 тысячи евро, то есть в полтора раза меньше, чем белорусский марафон солидарности.