С тех пор как в Латвии действует норма закона, обязывающая выплачивать компенсацию за вред здоровью, причиненный вакцинированием от COVID-19, Государственное агентство лекарств получило 172 заявления с требованием выплатить компенсацию.
Несмотря на то, что большинству пациентов в выплате компенсации было отказано, правительство готовится дополнить правила — пунктом о том, что сами пациенты в намного большей степени должны нести ответственность за свое здоровье.
Компенсацию получили только десять пациентов
В мае 2022 года в Латвии вступили в силу правила о компенсации вреда, причиненного побочными действиями вакцины от COVID-19 здоровью или жизни пациента. До мая этого года Государственное агентство лекарств (учреждение, ответственное за рассмотрение просьб о компенсациях) получило 172 заявления. Заявители просили выплатить им компенсацию за ущерб (тяжкий или средней тяжести) здоровью или жизни, возникший из-за подтвержденных побочных эффектов от вакцины от COVID-19.
В большинстве случаев Государственное агентство лекарств, изучив заявления и приложенные к ним документы, приняло решение в рассмотрении просьбы отказать (первичная экспертиза) или приняло решение об отказе в выплате компенсации (углубленная экспертиза). Как выяснила Neatkarīgā в Государственном агентстве лекарств, отказано было в 141 случае. На первом этапе, то есть на этапе первичной экспертизы, было принято решение о 135 отказах, а после углубленной экспертизы — еще о шести отказах. С момента вступления правил в силу было принято десять решений о предоставлении компенсации.
Скрупулезно изучаются доказательства: возможно, пациент сам не лечится
Пациентам было отказано в выплате компенсаций в основном из-за того, что не было доказано, что проблемы со здоровьем вызваны вакциной. Как следует из доклада, подготовленного министерством здравоохранения и Государственным агентством лекарств, имели место случаи, когда пациенты не следовали указаниям врача, и тогда возникает вопрос: с чем связано расстройство здоровья — с вакциной или с тем, что пациент не лечился?
Обращаясь с просьбой о компенсации, пациент, в соответствии с законом об управлении распространением инфекции COVID-19, заполняет и подает в Государственное агентство лекарств заявление с требованием о компенсации, заключение врача о возможной причинно-следственной связи между побочным эффектом, вызванным вакциной от COVID-19, и причиненным здоровью или жизни пациента вредом, а также медицинские документы, подтверждающие это.
Эти документы необходимы, чтобы отделить те случаи, когда расстройство здоровья пациента не имеет отношения к вакцине и к последствиям побочных эффектов от вакцины или причиненный здоровью вред считается легким и временным (например повышенная температура тела, лихорадка, боль в месте инъекции). Это не соответствует условиям, при которых конкретный случай о предоставлении компенсации рассматривается по существу.
Систему е-veselība не обманешь
В правилах названо условие, при котором Государственное агентство лекарств принимает решение об отказе в выплате компенсации. В компенсации отказывают, если агентство, рассмотрев заявление, устанавливает, что пациент не соблюдал указания врача, то есть пациенту было назначено конкретное лечение конкретными медикаментами для лечения конкретных диагнозов, но информация системы е-veselība свидетельствует, что выписанные врачом лекарства пациент не покупал, так как рецепты остались неотоваренными.
Если во время применения конкретных лекарств наблюдаются побочные действия и если для этого имеется медицинское обоснование, то после консультации со своим лечащим врачом лекарственная терапия может быть изменена.
По мнению экспертов Государственного агенства лекарств, важнейшее значение имеет забота самих пациентов о своем здоровье, так как от этого зависит процесс лечения.
В случае несоблюдения указаний врача компенсация не предоставляется
«Участие пациента обеспечивает связь между эффективной терапией и эффективным контролем за заболеванием, одновременно способствуя лучшему качеству жизни пациента», — пояснили в Государственном агентстве лекарств. То, что пациент не принимает лекарства при конкретных диагнозах, может сделать период лечения более длительным. Как известно, компенсация от побочного эффекта вакцины от COVID-19 зависит, в том числе, и от продолжительности побочного эффекта — от того, наблюдались ли у пациента остаточные или продолжительные нарушения здоровья в течение не менее 26 недель.
Эксперты считают недопустимым предоставление компенсации в случаях, если пациент не выполнял предписания врача. «Государственное агентство лекарств не может не учитывать, например, такое обстоятельство — то, что пациент не отоварил рецепты на конкретные выписанные лекарства, а значит, не принимал эти лекарства, что также могло способствовать возникновению расстройства здоровья или увеличению его масштаба», — считают эксперты. Специалисты могут проверить, покупал ли пациент лекарство в аптеке по рецепту. Если покупал, то нет оснований сомневаться, что пациент участвовал в своем лечении, и по крайней мере это обстоятельство не может стать поводом для отказа в компенсации. Конечно, если соблюдаются все остальные критерии.
Система компенсаций не может поддерживать ситуацию, при которой по вине пациента продолжительность побочных эффектов увеличивается, тем самым необоснованно создавая условие для получения компенсации. Поэтому эксперты предложили дополнить правила пунктом, согласно которому Государственное агентство лекарств принимает решение об отказе в выплате компенсации, если «пациент не соблюдал назначенное врачом медицински обоснованное лечение, в результате чего выздоровление было затруднено или увеличилось время лечения».