Многонациональная компания Евросоюза Airbus и канадский Bombardier начали заниматься массовым коррумпированием должностных лиц в ряде стран мира как раз в то время, когда airBaltic заключил с Bombardier договоры об аренде и покупке самолетов, а именно в 2012 году, делает вывод Neatkarīgā, ознакомившись с публикациями Reuters и Financial Times.
В 2018 году, в соответствии с заключенным между Airbus и Bombardier договором о перенятии акций программы самолетостроения Bombardier C-Series, заказанные airBaltic самолеты Bombardier CS-300 внезапно стали самолетами Airbus A220-300. В свою очередь, в начале этого года airBaltic заявил, что прекращает арендовать последний из 12 турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen, договор об аренде которых был заключен в 2010 году.
В результате этого в настоящее время флот airBaltic должен был состоять из 40 самолетов Airbus A220-300 (когда-то Bombardier CS-300), а к 2024 году их число должно было увеличиться до 50. По крайней мере, так в опубликованном 27 февраля этого года интервью Neatkarīgā сообщил председатель правления airBaltic Мартин Гаусс.
Платили огромные взятки
В начале второго десятилетия этого века и Airbus, и Bombardier оказались вовлеченными в целый ряд коррупционных сделок в разных странах мира. Обе компании платили в качестве взяток большие суммы — для заключения контрактов на аренду или заказов на производство своих самолетов. Самые серьезные обвинения прозвучали по поводу действий обоих производителей в Индонезии, где они создали «массированную схему взяточничества» — с целью подкупа должностных лиц принадлежащей индонезийскому государству авиакомпании Garuda Airlines, пишет Reuters. В случае с Bombardier речь идет о продаже шести Bombardier CRJ1000 и аренде нескольких других самолетов компанией Garuda Airlines в 2012 году.
В 2020 году в собственности Garuda находилось уже 18 самолетов Bombardier CRJ1000. В течение последних лет ведущие институции по борьбе с коррупцией западных стран сняли с руководителей обеих компаний обвинения — в обмен на многомиллиардные штрафы. Airbus в 2020 году согласился заплатить рекордную сумму в 3,6 млрд долларов США, чтобы добиться снятия обвинений со стороны структур по борьбе с коррупцией в Великобритании, США и Франции.
Но правительство Индонезии заупрямилось, оно еще в 2020 году приговорило бывшего председателя правления Garuda Airlines Эмирсая Сатара (Emirsyah Satar) к восьми годам тюрьмы за получение взяток и отмывание денег. В тюрьму попало и несколько других должностных лиц. Но после печального примера с Airbus, когда чиновники дававшей взятки стороны вышли сухими из воды, а от заплаченных компанией штрафов индонезийские налогоплательщики не получили ни цента, правительство Индонезии отказалось сотрудничать с Бюро по борьбе с крупным мошенничеством Великобритании (Serious Fraud Office).
Это значит, что Индонезия не будет предоставлять британцам никакой информации о результатах своего расследования по делу Bombardier, пока не получит гарантий, что в случае заключения с бывшими должностными лицами Bombardier так называемой договоренности об отложенном обвинении Индонезия получит свою часть штрафа, пишет Financial Times.
airBaltic объясняет свой выбор экономией топлива
Можно сказать — что нам до проблем Индонезии и других далеких стран? К сожалению, и Airbus, и Bombardier массово занимались взяточничеством, для того чтобы продавать или сдавать в аренду свои самолеты авиакомпаниям разных стран мира как раз в то время, когда руководство Латвийской национальной авиакомпанией airBaltic перенял Мартин Гаусс. Мартин Гаусс, в свою очередь, развернул свою кампанию по расширению флота airBaltic. И не только выбрал самолеты Bombardier, но и вступил в непонятную до конца сделку, в результате которой самолеты Bombardier превратились в самолеты Airbus.
Сам Мартин Гаусс в уже упомянутом интервью Neatkarīgā сказал: «Когда я в 2012 году начал руководить компанией, единственным поставщиком, с которым велись переговоры о возможной поставке самолетов, был Airbus. Решил, что приглашу и Boeing, и Airbus подать свои предложения. Позже был привлечен и Bombardier, который изготавливает летательные аппараты А220. Конкурс с тремя поставщиками был организован в 2012 году. Мы попросили все три компании — Boeing, Airbus и Bombardier — подать предложения по десяти самолетам. В случае с Airbus это была модель А-319 Нео, в случае с Boeing — модель 737-700 MAX, в свою очередь Bombardier подготовил нам предложение по СS-300, сейчас это А220-300. Все три модели рассчитаны на 150 посадочных мест.
Следует признать, что в то время такие летательные аппараты были фактически недоступны. Они находились на стадии проектирования. Их производство не было начато. Подавая свое предложение, мы также просили предоставить гарантии, что летательные аппараты с такими параметрами будут изготовлены, что их можно производить. Дали пару месяцев на подготовку предложений. Состоялись переговоры с претендентами, и тогда было принято решение. (...)
Как мы сейчас можем видеть, в какой-то степени свою роль сыграла и удача — мы выбрали правильную модель. Остальные самолеты либо не используются, либо менее эффективны. Все модели имели турботехнологические двигатели нового поколения. Выбранная нами модель оказалась более эффективной в плане потребления топлива, она потребляет топлива на 20-25% меньше, чем другие аналоги».