Суббота, 19 октября
Рига +11°
Таллинн +13°
Вильнюс +10°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Политический отблеск в убийстве Ребенокса

© F64

Продолжая анализировать ход расследования дела об убийстве Павла Ребенокса, адвокат, коллега и друг семьи Павла Ребенокса Мартиньш Криекис обратил внимание Neatkarīgā на некоторые политические аспекты и жесткую позицию Павла Ребенокса в связи с целым рядом государственных и очень денежных проектов. Могли ли политические и экономические аспекты стать поводом для убийства?

Рука руку моет

Сначала дело об убийстве Павла Ребенокса расследовало Управление криминальной полиции Рижского региона, затем дело переняло Управление криминальных расследований Главного управления Криминальной полиции. К расследованию был привлечен и Янис Капостиньш, который в свое время был заместителем начальника 1-го отдела Управления криминальных расследований Госполиции. Яниса Капостиньша отстранили от должности в связи с неэффективным расследованием дела об убийстве в 2022 году адвоката Мартиньша Бункуса. Мартиньш Криекис говорит, что нет сомнений в том, что в связи со сферами влияния должностных лиц вся информация об убийстве Павла Ребенокса предоставлялась адвокату Харалду Велмерсу, который мог использовать ее в своих целях. Следует напомнить, что в 2019 году в споре наследниц Валерия Малыгина Нику Савельеву сначала представляли Харалд Велмерс и Милана Белевич. Но между ними возникли разногласия.

После убийства Павла Ребенокса у Яниса Капостиньша появилась возможность принимать объяснения, заниматься обработкой личных данных, начать оперативную деятельность в отношении лиц и производить процессуальные действия. В качестве примера можно назвать обыск в офисах Павла Ребенокса и Мартиньша Криекиса, в ходе которого была изъята информация различного характера, которая позже оказалась в распоряжении Харалда Велмерса.

Также была упомянута и «злопамятность» бывшего министра юстиции Яниса Борданса. Но, по словам Мартиньша Криекиса, эти нюансы становятся малозначительными, когда дело доходит до политических тяжеловесов. Политическое влияние Ребенокса находилось на очень высоком уровне. «Павел был очень миролюбивым, он всегда умел объединить людей, которые не могли сесть за один стол для переговоров. Но только не с Бордансом! Ведь это Борданс, например, заявил, что Ребенокс получал зарплату в Рижском свободном порту и совете Latvenergo. Но могу сказать, что деньги, которые он там получал, он даже до дома не доносил, Павел «проедал их во время обеда». Его доходы от основного — частного — источника доходов во много раз превышали зарплату, которую он получал», — рассказал Криекис.

Политика: своя рубашка ближе к телу!

Мартиньш Криекис уверен, что убийство связано с политической активностью Павла Ребенокса. Тогдашний министр внутренних дел Сандис Гиргенс в день, когда произошло убийство, не находился в Латвии и ничего не знал о случившемся. Мартиньш Криекис отметил, что до 9.00 утра министру никто не позвонил, и поэтому у него не могло быть информации о версиях следствия. Министр заявил, что произошедшее не связано с политикой. «После этого премьер-министр Кришьянис Кариньш отправил ему SMS: «Спасибо, что снял политическую активность!». Кришьянис Кариньш знал Павла Ребенокса еще со времен «Нового времени» и Эйнара Репше», — говорит Криекис. Гиргенс также был лично знаком с Ребеноксом.

Как рассказал Мартиньш Криекис, на должность председателя совета Latvenergo (по результатам конкурса) Павла Ребенокса не утвердили только потому, что такое распоряжение отдал премьер-министр. Бывший министр экономики Латвии и депутат 13-го Сейма Ральф Немиро, находившийся в хороших отношениях с Кариньшем, выразил желание заменить совет Latvenergo. Кариньш отмахнулся, сказал — поступай как хочешь, это твое дело. После этого началась другая история — о том, что Павел Ребенокс, несмотря на количество набранных в конкурсе пунктов (с самым высоким показателем для того, чтобы занять эту должность), все же не может быть председателем совета Latvenergo, так как это не в интересах Кариньша.

Как пояснил Криекис, теперь уже развалившаяся политическая партия депутата Сейма Артуса Кайминьша KPV LV не смогла реализовать полученное количество голосов и все остальное. Они хотели укрепить свое политическое влияние, но партию просто обыгрыли. Идея KPV LV состояла в том, чтобы заменить «Единство» на Союз зеленых и крестьян и сформировать совершенно другое правительство. Но партия развалилась из-за личных амбиций.

Компонент обязательной закупки (КОЗ) в деле Ребенокса

«Павел сыграл очень большую роль в отмене компонента обязательной закупки (КОЗ), и поэтому я считаю, что это убийство связано с продвижением к отмене КОЗ», — говорит Криекис. Предусматривалось, что потребителям электроэнергии больше не придется покрывать расходы на обязательную закупку, то есть в счетах за электроэнергию больше не появится графа «компонент обязательной закупки».

Павел Ребенокс с 2019 года был внештатным советником Ральфа Немиро, что вызывало недовольство представителей других партий, это неоднократно обсуждалось и публично. В это время Немиро проявлял активность в связи с возможной отменой КОЗ. Министр лишился своего поста, поскольку против него был запущен рычаг «допуска к гостайне». Павел Ребенокс сыграл очень большую роль в отмене КОЗ. Он был активным противником КОЗ, к тому же сумел повлиять на продвижение к отмене КОЗ. В свое время Ребенокс публично заявил, что происходит политическая расправа над Ральфом Немиро, поскольку коалиции выгоден КОЗ. Следует добавить, что Ребенокс был однокурсником Немиро и Криекиса, они учились на юридическом факультете Латвийского университета

Перипетии Скултского терминала

«У Павла не было врагов. Ему за правильное голосование в Управлении Рижского свободного порта предлагали даже 150 тысяч. Для Павла такие суммы были незначительными. Это история про путепровод, в котором у Рижского порта не было никакой необходимости. У Павла всегда был хозяйственный подход — если он руководил компанией, то его интересовало, чтобы предприятие получило прибыль. Мост ничего бы не дал порту. Порт получает преимущество, если углубляется русло Даугавы, чтобы в порт могли заходить большие суда. То же и со Скулте. У Рижского порта есть подключение к газопроводу, танкер может зайти и можно перекачивать газ. Никакого терминала не надо. Павел был против строительства терминала в Скулте, так как оно планировалось на взятые в кредит деньги. Для этого девелоперам проекта надо было добиться заключения договора с Latvenergo о том, что предприятие гарантированно закупает газ у них, именно это и является вопросом политического влияния. Если бы девелоперы терминала в Скулте получили гарантии, что Latvenergo не закупает сжиженный газ у других, а закупает только у предприятия в Скулте, можно было бы идти в любой банк и получать кредит. Как только были бы получены такие гарантии, проект сразу бы получил финансирование», — пояснил Криекис.

В видимой части проекта строительства терминала сжиженного газа в Скулте фигурировал американский латгалец Питер Рагаушс, но движущая сила проекта — Новая консервативная партия. Бизнес-идея заключалась в том, чтобы обязать Latvenergo покупать дорогой, привезенный из США сжиженный газ. Павел Ребенокс был категорически против этого проекта. Мартиньш Криекис считает, что в то время деятельность правительственной коалиции была антигосударственной — с целью сохранить еще действующий КОЗ и ввести еще и КОЗ-2.

В конце нашей беседы в разговор включилась и супруга Мартиньша Криекиса Жанете Эйхмане: «Понятно, что это политика. Он отказывался от всего, что ему предлагали. Когда Павел стабилизировался в политике, сформировалась команда. В нем увидели лидера, с помощью которого можно было бы изменить политическую ситуацию в Латвии. Он мог быть министром или председателем Сейма. Понятно, что все разговоры, которые велись в этой связи, прослушивались, а убийство — это следующий шаг к тому, чтобы убрать Павла с политической сцены. Мы потеряли прекрасного друга. И из-за чего? Чтобы в политике продолжались все эти безобразия?»