Среда, 27 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Правительство к государственным деньгам относится как к мусору

© Depostiphotos.com

На днях из слов высокопоставленных государственных должностных лиц выяснилось, что для руководителей нашей страны деньги налогоплательщиков — это всего лишь не имеющая никакой ценности подстилка в конюшне, и эту подстилку можно разбрасывать по разным министерствам без каких-либо особых экономических обоснований.

Премьер Кришьянис Кариньш («Новое Единство»), рассуждая на Латвийском телевидении о способах получения денег для сферы здравоохранения, сознательно или неосознанно продемонстрировал, что поступает примерно так же, как криминальные авторитеты: если у одного из «братков» возникает нехватка средств, остальных призывают скинуться и компенсировать недостающее из своих карманов. Но заботливый глава правительства не должен руководствоваться такой логикой. И перед тем, как поделить деньги между министерствами, он должен удостовериться, что средства будут выделены и потрачены на запланированные цели, также он должен знать, где и как было бы целесообразно сэкономить государственные деньги на черный день.

В свою очередь Государственный контролер Роландс Ирклис сообщил, что в министерствах «валяется» 40 млн евро. И кто знает, если посчитать тщательнее, не выяснится ли, что эта цифра в пять раз больше? Министерство здравоохранения информирует, что ему критически не хватает 140 млн. евро. Эти деньги необходимы, чтобы можно было обеспечить основные услуги — в том числе финансировать обследования и компенсируемые лекарства. Ко всем министерствам обратились с призывом изыскать в своих бюджетах резервы, которые можно было бы направить в сферу здравоохранения, об этом Минфин планирует говорить с премьером, сообщило Латвийское телевидение.

Кариньш в прямом эфире заявил, что он беседовал с министром здравоохранения о том, что систему здравоохранении следует улучшать. Минздрав активно работает, и премьеру уже показали первую «карту» — реформу услуг здравоохранения. Также премьер признал, что здравоохранению требуется больше средств от бюджетного «пирога». «Я не считаю, что мы должны повышать налоги, я не считаю, что надо увеличивать государственный долг, но я поддерживаю предложение о том, что надо немного перестроить бюджеты других министерств в пользу Минздрава», — заявил Кариньш.

Каждый год около 100 миллионов евро не используются. Есть вопиющие случаи, когда министерства требуют деньги, но «не способны ими воспользоваться». В «Утренней Панораме» было интервью с Государственным контролером Роландсом Ирклисом, который обнаружил, что на счетах министерств и госучреждений «лежат неподвижно» 40 млн евро. Если предположить, что Минфин наложит лапу на эти деньги и направит их на здравоохранение, не будет хватать еще 100 миллионов. Кариньш выразил уверенность, что деньги будут найдены.

Правда, трудно предположить, что какое-то министерство добровольно признается, что у него есть ненужные деньги — чиновники зажгут свечи и пойдут в подвалы министерств искать, где там лежат мешки с лишними деньгами. Так что лишние деньги вряд ли найдутся.

Есть ли деньги у Министерства обороны? Нет, потому что оборонный бюджет как в камне высечен — 2,25% ВВП, на оборону нельзя истратить ни на цент меньше. Оборонный бюджет неуязвим. Может быть, деньги есть в Министерстве климата и энергетики? Нет, потому что это новое и очень важное министерство, его работники должны получать самые большие по сравнению с другими министерствами зарплаты. Министерству сообщения нужны деньги на мосты, рельсы и дороги, Министерству культуры — на Праздник песни, Министерству внутренних дел — на полицейских, Министерству благосостояния — на пенсионеров... Где же будет произведено это, по словам министра финансов Арвилса Ашераденса («Новое Единство»), «довольно болезненное отрезание»? Остается только Министерство образования и науки, которому после забастовки учителей денег дали даже больше, чем нужно. Учителям нельзя давать распускаться, чтобы они не ожирели и поддерживали в себе бодрость духа.

Такой поиск денег ведется не первый год. Деньги иногда исчезают, а потом чудесным образом находятся. И сейчас снова: бюджет вроде бы принят, но его рвут и латают как лоскутное одеяло — с одного угла отрезают, дырки зашивают. Возникает вопрос — кто руководит страной? Если бы страной руководил настоящий хозяин, то разговоры о том, что в министерствах «валяются» неиспользованные деньги, не прозвучали бы в прямом эфире. Наоборот — тогда налоговики знали бы, где, когда и на какие цели будет потрачен каждый цент из казны.

Министр здравоохранения Лига Меньгелсоне в марте во время обсуждения бюджета робко заговорила о том, что другим министерствам следовало бы поделиться со сферой здравоохранения: детскому здравоохранению не хватает 15 млн, онкологии — 50 млн, и эти две позиции следует включить в протокол заседания Кабинета министров в качестве приоритетов, если вдруг деньги появятся.

Тогда Кариньш прервал Меньгелсоне на полуслове и начал кричать, что не надо клянчить, и что министрам, которые требуют денег, но не проводят реформы, надо оставить свои посты. Сейчас, насколько можно понять, коммуникация Кариньша с Меньгелсоне стала более спокойной. Видимо, тогда, в марте, Меньгелсоне поторопилась и лишила Кариньша возможности поклянчить первым. Сейчас все на своих местах — Меньгелсоне проводит реформы и больше не клянчит, зато может клянчить Кариньш. В конце концов наступит счастливый финал — деньги найдутся, у премьера на голове будет лавровый венок победителя, а на груди медаль «За то, что нашел деньги».