Сейчас это уже не тайна, пробил час для второго правительства Кришьяниса Кариньша. Это правительство и эта коалиция с самого начала были шиты белыми нитками. Противоречия, в основном, носили психологический и личный характер. И, как это иногда бывает в политике, идеи и принципы отступили на второй план.
Теперь, перед президентскими выборами эти противоречия больше не скрывают. Несовместимость характеров непреодолима. Уже появилась информация о том, что новая коалиция якобы сформирована — это «Новое Единство», Союз зеленых и крестьян и «Прогрессивные». Всего 52 голоса. В первый момент эта коалиция (тут обязательно следует подчеркнуть, что это только возможная, но не сформированная коалиция) вроде бы кажется нелогичной. Общественность об этом волнуется. Люди ужасаются, вспоминают о Лембергсе, олигархах и реальной политике. Как же так? Святые вместе с дьяволом?
Чтобы понять суть этого потенциального поворота, следует признать реалии латвийской политики. Одно дело — мифология, где действуют злобные «чудища» — олигархи, «кремлины» и самые разные ретрограды, и совсем другое — практическая политика, где действуют проекты, договоры, заказы и совсем конкретное финансирование. Можно, конечно, громко говорить о разных ужасах, но в тот момент, когда приходит время делить «пирог», все политическое разделение окрашивается в совсем другие цвета. Внезапно политические конкуренты разделяются не по отношению к условной «Стамбульской конвенции», а по возможности как можно более по-братски разделить пирог власти.
Люди склонны воспринимать политику как битву высоких идеалов. И политики пытаются преподнести это именно так. Когда они говорят о выборах президента Латвии, то взахлеб рассуждают о тонких материях, хотя на самом деле речь идет только об одном — что можно предложить тем пяти-десяти лицам, которые в конце концов договорятся, кого сделать хозяином Рижского замка. Но именно об этих конкретных предложениях никогда не говорят. Вместо этого звучат приятные для слуха мелодии о движении Латвии к прогрессу и выдающимся успехам.
То, что выборы президента Латвии являются самым вопиющим примером недемократичности, в политической мифологии Латвии агрессивно отрицается. Агрессивно, поскольку без социологического обоснования утверждается, что на всенародных выборах президента победит Лембергс, Ушаков или какой-нибудь другой нежелательный персонаж. Даже если это так. Давайте на минуту представим, что народ на свободных и открытых выборах изберет кого-то из этих политиков. И что? Если народ хочет, то почему бы и нет? В чем тут проявляется недемократизм? Наоборот. Представление о том, что народ глуп, и право выбора надо передать избранному политическому классу, в каком-то смысле можно понять, но это ни в коем случае не является демократичным. Это следует признать без возражений. Какими бы высокими целями эти возражения не обосновывались.
Если мы говорим о политической среде Латвии, то происходящие там процессы нельзя оценивать, не учитывая тот главный вопрос, который когда-то точно сформулировал известный общественный деятель Дзинтрис Колатс: а кто является светлыми, а кто — темными силами? Возможно, что инженерам-автомобилистам важны нюансы работы двигателя. Но обычному автоводителю эти подробности не интересны. Также происходит и в политике. Людей не интересуют детали и нюансы политических историй. В большинстве своем все настолько просто, насколько может быть. Силы света и тьмы. Как только их различают, все сразу же становится понятным. Как преимущество электромобиля по сравнению с дизелем. Если говорит Кариньш, то ясно — это представитель сил света, а если говорит Лембергс — то где-то на заднем плане видна злая колдунья.
Если сейчас «святое» «Единство» готовится к союзу со «злым» Союзом зеленых и крестьян, у этого есть простое объяснение. На нас давят обстоятельства. У нас просто нет другого выхода. Если кто-то ужасается тому, что скажет о возможной коалиции с Лембергсом избиратель «Нового Единства» и «Прогрессивных», то в этом уже нет никакого ужаса. В оправдывании своих действий политики даже превосходят неверных мужей и жен, пойманных в чужой постели. Это был не я, и вообще — я так поступил ради нашего общего блага.
Будем реалистами. Нигде не сказано, что сложится коалиция «Новое Единство» + Союз зеленых и крестьян + «Прогрессивные». Это пока только версия. Возможная, но не более того. Объективно говоря, есть и несколько других возможных коалиций. И уже то, что такие возможности для создания коалиций появились, свидетельствует как об изменении политической среды Латвии, так и о потенциальной приостановке «затянувшегося скольжения назад». И это уже обнадеживает.