Какой будет Латвия после президентских выборов, устоит ли правительство Кариньша — ответы на эти и другие вопросы читайте на rus.nra.lv.
Ровно через неделю — 31 мая, мы узнаем имя нового президента Латвии. Пока же политики суетятся и создают временные союзы и коалиции, а комментаторы строят догадки и прогнозы. Интрига нарастает с каждым днем, поскольку стопроцентной уверенности в победе одного из претендентов пока нет.
Все три кандидата в президенты — министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс («Новое Единство»), предприниматель Улдис Пиленс («Объединенный список») и эксперт по государственному управлению Элина Пинто («Прогрессивные») встретились в еженедельной дискуссионной передаче Neatkarīgās diskusija, которую организует портал nra.lv и электронная газета Neatkarīgā. Вот самые интересные моменты из этой дискуссии.
Эдгарс Ринкевичс: «Я много лет провел на посту министра иностранных дел. Но учитывая то, как сегодня развивается геополитическая ситуация, и то, что происходит за границами Латвии, считаю, что мой опыт и знания больше пригодятся на посту президента».
Улдис Пиленс: «Мне кажется, что мы приближаемся к новым, очень турбулентным геополитическим ситуациям. И мы по-настоящему не готовы к этим ситуациям, не готовы к решению многих проблем — начиная с экономических и демографических и заканчивая проблемами развития регионов. Понимание этой общности проблем и заставляет активных людей мобилизовываться. Я пришел из сферы предпринимательства, и я думаю, что эта составляющая может помочь на посту президента.
Что же касается моего личного бизнеса, то совершенно ясно, что, приблизившись к политике, от бизнеса надо отдалиться. Я продам свои доли вне зависимости от того, изберут меня президентом или нет».
Элина Пинто: «Для меня это, прежде всего, вопрос об ответственности перед государством. Вопрос об ответственности поколения, которое выросло в независимой Латвии. Каждый из представителей моего поколения своими действиями и поступками должен укреплять Латвию. И это вопрос видения будущего. Я вижу Латвию как современную страну Северной Европы, как страну, в которой центром всего является человек. То, что в центре политики должен находиться человек, значит, что надо слушать людей. И задача президента — понять, чего хочет народ, и перевести эти желания в конкретные решения. Если меня выберут президентом, я не буду прятаться в замке, буду часто ездить по регионам».
Эдгарс Ринкевичс: «Сегодня самый главный вопрос — максимально укрепить безопасность Латвии, укрепить границы страны. К сожалению, из-за бюрократии и различных проволочек строительство Восточной границы идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. И в этих вопросах у президента, который также является и руководителем Совета национальной безопасности, есть возможность действовать намного активнее. Это первое и самое главное.
И второе: если мы действительно хотим видеть Латвию современной европейской страной, то очень важен вопрос о стандартах прав человека. И это тот вопрос, который президент может предложить для обсуждения».
Улдис Пиленс: «Безопасность — превыше всего. Проблемы, связанные с развязанной Россией войной, не закончатся даже после победы Украины, на которую мы все так надеемся. Так что вопросы безопасности — это самый главный приоритет. Второе — очень важно оказывать Украине максимальную помощь, какую мы только можем.
Далее. Сейчас наше слабое место — это то, что по привлечению инвестиций, по структуре экономики, по ее общему объему мы находимся в числе отстающих. И это тоже вопрос безопасности, только в другой сфере — экономической. Если мы не можем повысить общий уровень благосостояния, то мы отстаем и в области международной конкурентоспособности, и в области безопасности.
Я бы хотел подчеркнуть, что президент со своей командой может очень много сделать для развития экономики, для упорядочивания всех процессов, для привлечения транснациональных инвестиций в области новейших технологий. И задачу президентской институции я вижу в максимально активном привлечении инвестиций трансатлантических партнеров — с тем, чтобы мы стали неотъемлемой частью международного разделения труда».
Элина Пинто: «Мои приоритеты — это безопасность, долгосрочность, человек как главная ценность. Безопасность страны — это, конечно же, главный приоритет. Мы все единодушны в поддержке Украины, в своей принадлежности к НАТО и Европейскому союзу.
Но мы очень часто забываем о безопасности людей в повседневной жизни, о необходимости защищать их от насилия и равнодушия. Такие трагические случаи, как недавно в Екабпилсе, показывают, как нам не хватает понимания, как мы равнодушны к другим и даже к самим себе. И с этим надо бороться. Если меня изберут президентом, я в течение первых ста дней своей работы потребую от правительства план борьбы с насилием в семьях.
Когда я говорю о долгосрочности, я имею в виду инвестиции в людей, здравоохранение, образование, ведь люди — это движущая сила развития. И мы должны заботиться обо всех семьях, для нас важна каждая семья — и только с одним родителем, и однополая».
Эдгарс Ринкевичс: «Обращаться к русскоязычным надо. Но мы сегодня пришли к ситуации, когда больше не может быть никакого лавирования на тему — давайте жить дружно, все не так однозначно. Нравится это кому-то или нет, но 24 февраля 2022 года изменило ситуацию. Сегодня все очень просто: если вы поддерживаете Сатверсме Латвийской Республики и ее ценности, категорически выступаете против агрессии России, все равно, гражданин вы или негражданин, русский, украинец или представитель другой национальности, давайте делать все, чтобы Латвия была процветающей страной. Если же вы думаете по-другому, то имеются и другие возможности для жизни — где-нибудь в другом месте. Это разделяющая черта.
Да, сейчас многие люди растеряны, с ними надо разговаривать. Но те, кто поддерживает нынешнюю политику Российской Федерации и видит здесь Россию, являются сферой работы структур безопасности. Таких людей немного, но они есть».
Эдгарс Ринкевичс: «Неизвестно, кто как проголосует, так что не надо спекулировать о том, что будет после 31 мая».
Улдис Пиленс: «На мой взгляд, это было бы очень безответственно в нынешней геополитической ситуации, накануне июльского саммита НАТО в Вильнюсе, в то время, когда нам надо перефинансировать многие займы, давать на международном уровне сигнал о том, что правительственная коалиция нестабильна».
Эдгарс Ринкевичс: «Сейчас этот вопрос обсуждается на уровне правительства. Министр финансов выступил с сообщением на эту тему. Были высказаны разные мнения. Принято решение до сентября подготовить более детализированный доклад. Дискуссия на эту тему необходима, я против приватизации государственных предприятий, но котировку их акций на бирже, если это приносит пользу, допускаю».
Улдис Пиленс: «Государственным обществам капитала не надо выходить на биржу. Отдавая свою критическую инфраструктуру (даже ее малую часть) частникам, государство утрачивает возможности для интервенции, то есть для помощи людям и предприятиям, когда это необходимо. Выход на биржу естественных монополий в условиях изменения энергетических концепций было бы близоруким решением».
Элина Пинто: «В Европе в этой сфере существуют разные модели. И если акции таких предприятий будут котироваться, мне кажется, что, с учетом геополитической ситуации, огромное значение имеет оценка каждого конкретного инвестора. И, конечно, очень важный вопрос — это хорошее управление обществами капитала, здесь еще остается много проблем».