В понедельник, 22 мая, на организованной Сеймом конференции о будущем латвийской энергетики эксперты выразили серьезную озабоченность в связи с тем неконтролируемым крысиным забегом, который происходит при подаче проектов на производство ветряной и солнечной энергии. Рано или поздно это приведет к избытку произведенных мощностей и лопанию рыночного пузыря. Но ответственное за эту сферу Министерство климата и энергетики не хочет признавать наличие проблемы.
Политический спор двух партий
На конференции председатель правления АО Latvenergo Мартиньш Чаксте с гордостью говорил о мега-проекте Latvenergo и АО Latvijas Valsts meži под названием ООО Latvijas vējа parki, который предусматривает строительство в принадлежащих государству лесах ветряных турбин общей мощностью не менее 800 мегаватт.
Как удалось выяснить Neatkarīgā у причастных к продвижению проекта ветряных парков лиц (которые не хотели, чтобы их имена были названы публично), этот вопрос давно уже приобрел политический характер, и именно это является причиной того, что проект застрял. Это одна из самых серьезных причин ссоры между «Новым Единством», которое очень хочет строить эти парки, и «Объединенным списком», который не хочет, поскольку якобы усматривает за этим проектом жульничество в интересах лиц, связанных с «Новым Единством».
Не исключено, однако, что этот государственный мегапроект не противоречит интересам возможных спонсоров самого «Объединенного списка» — частных застройщиков ветряных парков. Создатель «Объединенного списка» и кандидат в президенты Улдис Пиленс на этой неделе в интервью Neatkarīgā высказался об этом проекте весьма критично, отметив, что государству не следовало бы беспокоиться об отрасли, в которой существует огромная конкуренция между частниками.
В свою очередь премьер Кришьянис Кариньш (в период своей первой инкарнации — 22 июля прошлого года), когда было торжественно объявлено о создании ООО Latvijas vēja parki, с пафосом заявил: «Сегодня важный день для укрепления энергетической независимости Латвии, мы отмечаем создание совместного предприятия Latvenergo и Latvijas Valsts meži — Latvijas vēja parki. Это ответ государства в среднесрочной перспективе на вопрос о сокращении зависимости Латвии от ископаемых энергоресурсов, которые до сих пор импортировались в основном из России. То есть еще не завтра, но через несколько лет Латвия сможет самостоятельно производить необходимое количество электроэнергии из возобновляемых энергоресурсов, меньше используя импортируемые ископаемые энергоресурсы. Это означает прогнозируемую цену на электроэнергию, доступность ресурса для жителей и предприятий, а также укрепление конкурентоспособности нашего народного хозяйства».
Главный аргумент защитников проекта состоит в следующем: необходимо быстро обеспечить значительные дополнительные мощности по производству электроэнергии, с помощью которых можно было бы обеспечить независимость от России.
Как подчеркнул в беседе с Neatkarīgā директор по коммуникациям Latvenergo Андрис Сикснис, «в этих геополитических условиях особенно важно, что в собственности государства имеются достаточные генерирующие мощности, обеспечивающие реализацию государственных целей быстро и эффективно. В рамках проекта Latvijas vēja parki планируется построить ветряные парки общей мощностью не менее 800 МВт, и в случае благоприятного развития первые турбины начнут вырабатывать электричество уже в 2027 году. Это очень масштабный проект, но он не полностью удовлетворяет потребности Латвии. Для того чтобы сократить объем капиталовложений в отрасль ветряной энергетики в целом, очень важно, что существует такой масштабный проект, как Latvijas vēja parki, помогающий создавать инфраструктуру и цепочки поставок. Этот проект даст и остальным застройщикам ветряных парков прекрасную возможность реализовать свои проекты».
Но представитель Latvenergo не упомянул об одной проблеме: ветряной парк при всей его мощности не является т.н. базовой мощностью, его нельзя запустить в любой момент, когда это необходимо (ветер дует тогда, когда дует). И на самом деле непонятно, что делать с многочисленными частниками на этом рынке.
Как признал на конференции в Сейме министр климата и энергетики Раймондс Чударс («Новое Единство»), в настоящее время на разных стадиях реализации находится 20 проектов наземных ветряных парков. Несомненно, что после принятия соответствующих поправок к нормативным актам ветряные парки появятся и в море. Так, например, 15 мая принадлежащее датчанам предприятие European Energy Latvia объявило о планах строительства масштабных морских ветряных парков во всей Балтии. Дочернее предприятие датской фирмы European Energy уже построило в Литве несколько наземных ветряных парков.
Неофициально Neatkarīgā удалось выяснить, что на пути к этому будущему раю есть одно препятствие — как примирить требования свободной конкуренции Евросоюза с предоставлением неких особых условий для государственных проектов, и нужно ли это вообще. С юридической точки зрения, именно разный подход различных министерств к данному вопросу и является главным формальным препятствием принятия поправок к правилам Кабинета министров, и поэтому этот проект поправок застрял где-то на согласовании между министерствами.
Аппетиты не становятся меньше
Но вне зависимости от планов государства в этой сфере, бум частников, желающих строить ветряные и солнечные электростанции не стихает. И похоже, что особая благосклонность банков к таким проектам пока тоже не становится меньше. Как сообщил на энергетическом форуме председатель правления АО Augstsprieguma tīkls Арнис Даугулис, на 17 мая были зарезервированы мощности подключения в размере 5,2 гигаватт (5200 мегаватт). Он также добавил, что дополнительная работа ведется с мощностями 2,3 ГВТ, технические требования к которым еще находятся в стадии разработки. То есть в целом можно говорить о мощностях 7,5 ГВТ (7500 МВт). Больше всего, или 77,3% от зарезервированных 5,2 ГВТ, запланировано для станций солнечной энергии, 18,3% — для ветряных электростанций и 3,8% — для гибридных проектов (солнечная и ветряная энергия).
Напомним, что исторически (унаследованный от советского периода) объем установленных в Латвии мощностей составляет около 2500 МВт, или 2,5 ГВТ. Этот объем обеспечивает по меньшей мере две трети внутреннего потребления, а в выдающиеся «водяные» годы — даже 100%. Таким образом, только за счет частных проектов планируется трехкратное увеличение мощностей производства электричества. Правда, это нельзя приравнивать к объемам произведенной энергии — как известно, и солнце не всегда светит, и ветер не всегда дует, но представление о цифрах можно получить. Важно также, что очень незначительной является доля гибридных станций, которые могут генерировать электричество и тогда, когда светит солнце, но ветер не дует (обычно в июле и августе), и когда ветер дует, а солнце не светит (в ноябре и декабре).