Суббота, 23 ноября
Рига -2°
Таллинн -2°
Вильнюс -3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Пригожин позволяет себе говорить то, о чем никто другой даже пискнуть себе не позволяет — мнение Бенса Латковскиса

© Ekrānšāviņš

Номинальный владелец печально известной российской боевой группы «Вагнер» Евгений Пригожин дал пространное, более чем часовое, видеоинтервью приближенному к Кремлю пропагандисту Константину Долгову.

В этом интервью Пригожин с абсолютно непривычной для путинского режима откровенностью «размазывает по стенке» почти всю политическую систему России. Можно даже сказать, что и Путина тоже. Если не чисто лично, то политически, потому что действия диктатора критикуются.

Прежде чем цитировать ключевые места из интервью Пригожина, стоит ответить на несколько вопросов, которые в таких случаях сразу же возникают. Первый и главный — почему Пригожин еще жив? Как он может позволять себе такое? Кто за всем этим стоит? Делает ли Пригожин это с ведома Кремля? Какова цель таких интервью? Можно ли вообще воспринимать этот и другие выпады Пригожина всерьез? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Сколько экспертов, столько и ответов. Ясно одно. Вторжение России в Украину явно затянулось. Дроны над куполами Кремля и масштабное вторжение в Белгородскую область свидетельствуют, что все давно уже идет не «по плану».

Война постепенно вступает в новую фазу, все больше людей начинают понимать ее бессмысленный и преступный характер и назревающую для самой России катастрофу. Как всегда в таких случаях, неосознанно начинаются поиски виновного (козла отпущения). И хотя такого козла отпущения зачастую пытаются найти и отдать на растерзание обществу настоящие виновники случившегося, иногда поиски «виновного» выходят за рамки всякого контроля. Пока о ситуации в России этого сказать нельзя, но объяснить все какой-то хорошо скоординированной игрой означало бы погрузиться в очевидную конспирологию, имея в виду тщательно спланированные многоходовые комбинации. Такие комбинации убедительно выглядят на бумаге или задним числом, когда все произошедшее «мудро» объясняется, но не в реальной жизни.

Но это не исключает и того, что чрезмерная вольность Пригожина — это «кремлевский проект». Путин к так называемой элите относится нехарактерно мягко для диктаторов. Даже те, кто провалили свою работу, не только не репрессируются, но даже не снимаются с должностей. Неудивительно, что в таких условиях российская «вертикаль власти» жутко распустилась. Воруют без оглядки, и гигантские дворцы продолжают расти как грибы после дождя не только рядом с Москвой, но и рядом с любым провинциальным городком. Может быть, устами Пригожина делается попытка как-то справиться с этой «элитой» и заставить ее соблюдать хоть какие-то рамки. Иначе, как говорит Пригожин: «Всех вас русский народ поднимет на вилы».

Но с тем же успехом можно предположить, что Пригожин, который уже в течение долгого времени находится рядом с реальной линией фронта, действительно почувствовал себя выше всех этих «тыловых крыс», которые продолжают пировать, словно ничего не случилось. Еще раз повторяю, возможны разные версии, в том числе и появление Пригожина в качестве альтернативной силы. Поэтому любые заявления всезнаек о том, что «Пригожин же на самом деле такой-то...», не свидетельствуют об особом понимании внутриполитической ситуации в России. Скорее наоборот.

После этого длинного введения привожу некоторые, на мой взгляд, самые значимые места из упомянутого интервью Пригожина (нецензурные ругательства заменены близкими по смыслу словами):

О войне

«Мы пришли по-хамски, прошлись сапогами по всей территории Украины в поисках нацистов. Пока искали нацистов, наколбасили всех, кого можем. Подошли к Киеву — русским языком называю, обосрались и отошли. Дальше к Херсону — обосрались, отошли. И как-то у нас все не складывается.

Специальная военная операция делалась ради "денацификации", а мы сделали Украину нацией, которая известна во всем мире. Они как греки или римляне времен процветания. Что касается "демилитаризации": если у них на начало спецоперации было условно 500 танков, теперь у них их пять тысяч. Если воевать тогда умело 20 тысяч бойцов — то теперь 400 тысяч. Как же мы ее демилитаризировали? Теперь получается, мы, наоборот, милитаризировали Украину».

О детях российской элиты

«У Шойгу зять ходит, булками трясет, а дочка открывает форты кронштадтские. Ты заработала на эти форты? Ты свои деньги тратишь на эти форты? На боеприпасы потрать… Дети элиты в лучшем случае хлебальники закрыли, а некоторые позволяют себе публичную жирную, беспечную жизнь. Важно, что не только у элиты есть дети. И когда дети элиты мажут себя кремами, показывая это в Интернете, а у обычных людей дети приходят в цинке, разорванные на куски, и когда мать плачет над своим сыном.

Это раздвоение может закончиться, как в 1917 году, революцией, когда сначала солдаты встанут, а после этого их близкие встанут. И напрасно думать, что их сотни, их сейчас десятки тысяч родственников убитых. Наверняка, будут сотни тысяч. Мы от этого никуда не денемся. И все закончится тем, что будет в одно мгновение Варфоломеевская ночь. Жировство детей элиты закончится тем, что люди их на вилы поднимут. Я рекомендую элите Российской Федерации: соберите, своих отроков, отправьте их на войну, и когда вы пойдете на похороны, когда вы их начнете хоронить, то люди скажут, теперь все справедливо».

О Министерстве обороны России

«Если система построена на том, что надо вылизывать жопу, то ЧВК "Вагнер" это делать не будет. Основная проблема в Шойгу и Герасимове. Это два человека, которые своим решением блокировали нам все, несмотря на заявление президента о том, что снаряды есть.

Если сегодня Мизинцев становится министром обороны, а Суровикин — начальником Генштаба, то это была бы нормальная структура. Мое политическое кредо: родину люблю, Путина слушаюсь, Шойгу на мыло, воевать будем дальше».

Сценарии развития событий

«Есть оптимистичный и пессимистичный сценарии. В первый я мало верю. Европа и Америка устанут от украинского конфликта. Китай посадит всех за стол переговоров. Мы договоримся о том, что все, что мы уже хапнули, это наше, а все, что не хапнули, это не наше. Вряд ли этот сценарий возможен.

Пессимистичный сценарий: украинцам дают ракеты, они готовят войска, безусловно, они будут продолжать наступление, пытаться контратаковать. Возможно, контрнаступление где-то случится успешным, они будут восстанавливать границы до 2014 года, и это легко может случиться. Они будут атаковать Крым, будут пытаться взорвать Крымский мост, отсечь пути снабжения. Поэтому нам надо готовиться к тяжелой войне…

России надо в образе Северной Кореи прожить определенное количество лет, закрыть все границы, перестать миндальничать, забрать всех своих отроков из-за границы и вкалывать. Тогда мы и придем к какому-то результату».

О вероятности ядерной войны

«Мы устроили эту драку. Есть соседи, и они поругались. Ты приходишь к соседу, ты можешь ему разбить морду, можешь разбить посуду. Но если тебя сосед послал на три буквы, а ты взял топор и дал ему по башке, то это уже какая-то странная ситуация. Ядерная бомба — это топор. Не надо за соседом бегать с топором… Надо на поле боя доказывать свою правоту».

Конечно, можно сказать, что ничего особенного Пригожин не сказал, но в информационном пространстве сегодняшней России так никто не говорит. И не в смысле стилистики. В такой грубой манере говорят многие, если не все. По сути. Так и хочется сказать — режет голую правду. Но где? В мире лжи, где правда в любом случае является самым опасным преступлением. Поэтому это интервью Пригожина, которое он дал не какому-то неизвестному репортеру, а вполне авторитетному «держателю микрофона», примечательно именно этой «разумностью». И это позволяет надеяться на то, что монолит российской власти, может быть, наконец-то начал давать трещины. Пока это только надежды, но в скором времени может появиться и нечто более осязаемое. Особенно если контрнаступление Украины будет успешным.