Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Латвия с помощью ветряных башен хочет производить электричество для немцев

© F64

Ответственные должностные лица и предприятия энергетической отрасли признают, что, во-первых, 70% произведенной в Латвии электроэнергии уже является возобновляемой; во-вторых, что уже заявленные мощности на производство солнечной и ветряной энергии превышают уровень потребностей Латвии; в-третьих, внутреннее потребление электричества к 2030 году вырастет всего на 5-10%.

И все же найдено оправдание тому, почему продолжается предоставление новых мощностей на производство возобновляемой энергии частным инвесторам. И при этом государство планирует строительство и своего наземного ветряного парка ООО Latvijas vēja parki, а также необходимой инфраструктуры — соединения большой мощности и морской подстанции на Курземском побережье Балтийского моря.

А именно: Латвия станет мега-экспортером электроэнергии — с амбициями продавать произведенную здесь энергию не только литовцам и эстонцам, но и шведам и немцам. Вопрос о том, кто будет оплачивать эти государственные мега-инвестиции, остается открытым. Но ответ на этот вопрос невольно начинаешь искать в уже привычной для нас практике — в том, что на жителей Латвии и народное хозяйство возложены самые высокие в регионе или даже Европе тарифы на производство, передачу и распределение электричества.

Что первично — политика или энергетика?

Следует отметить, что в соответствии с принятым на прошлой неделе парламентскими фракциями меморандумом о сотрудничестве «О необходимости разработки энергетической стратегии Латвии на 2023-2025 годы», также необходимо изучить возможности «укрепления энергопортфеля Латвии с помощью малых модульных атомных реакторов». То есть кроме той «дорожной карты», которую на энергетическом форуме представил министр климата и энергетики Раймондс Чударс («Новое Единство») и которая предполагает, что «производство энергии из возобновляемых энергоресурсов — наш единственный ответ на вызовы», в кругах политиков и экспертов в области энергетики отнюдь не отброшена в сторону очень дорогая идея развития ядерной энергетики.

Что, впрочем, фундаментально решило бы главную проблему Латвии — недостаточность электроэнергетической базы или балансировочных мощностей, из-за которой Министерство климата и энергетики прогнозирует, что до 2030 года будет идти рост потребления злого фоссильного топлива — газа (!) на 10-15%. Поскольку, оказывается, мощность работающей на газе Рижской ТЭЦ придется не сокращать, а наращивать, чтобы синхронизировать работу многочисленных хаотично разбросанных солнечных и ветряных проектов.

Не исключено, что в общей путанице с вопросом о направлениях и целях развития нашей энергетики планируется разбираться уже в рамках новой правящей коалиции и администрации нового президента. И эти направления зависят от того, сохранит ли «Новое Единство» свое определяющее влияние в (энерго-) политике Латвии. Как признал представитель «Объединенного списка» (который фактически был инициатором проведения уже упомянутого форума), глава подкомиссии Сейма по окружающей среде, климату и энергетике Виктор Кулбергс, отсутствие единой энергетической стратегии является угрозой не только для экономического роста Латвии, но и для национальной безопасности.

И поэтому стратегические решения в этой сфере должны приниматься на перспективу не менее 30 лет и на уровне Сейма и президента (а не государственных энергопредприятий, Министерства климата и энергетики или правительства). В уже упомянутом меморандуме о сотрудничестве фракции Сейма призывают Кабинет министров «до 1 октября 2023 года разработать детальную энергетическую стратегию на 2023-2050 годы и подать ее в Сейм», а также «до 31 декабря 2023 года провести в Сейме публичные дебаты по представленной Кабинетом министров энергетической стратегии Латвии на 2023-2050 годы».

Министерство климата надеется на немцев и европейские деньги

Чтобы лучше понять, как видят будущее Министерство климата и энергетики, а также подведомственное Министерству финансов (министр Арвилс Ашераденс из «Нового Единства») АО Augstsprieguma tīkls, не слишком ли велики запланированные мощности по производству энергии и соответствуют ли это интересам Латвии, Neatkarīgā обратилась в эти структуры с несколькими вопросами.

На вопросы о проекте ООО Latvijas vējа parki и его экономическом смысле Министерство климата и энергетики толком не ответило. Возможно, потому что этот проект не находится в ведении этого министерства (проектом занимается подведомственное Министерству экономики АО Latvenergo и подведомственное Министерству земледелия АО Latvijas valsts meži). А на вопрос, не слишком ли много уже заявлено производственных мощностей, справится ли с ними Augstsprieguma tīkls и насколько реалистичным является выдвижение различных новых мега-проектов, советник министра климата и энергетики Беате Баркане ответила:

«Вопрос о мощностях сети будет решаться экспортом электроэнергии, наряду с запланированной Министерством климата и энергетики оптимизацией резервирования мощностей сети (регулирование даст возможность комбинировать источники энергии разного профиля производства). Мы хотим подчеркнуть, что 9 мая 2023 года операторы передачи электроэнергии стран Балтии и оператор из Германии Hertz 50 договорились о дальнейшем сотрудничестве в создании промежуточного соединения передачи электроэнергии между Балтией и Германией. Кабель протяженностью около 750 километров по дну Балтийского моря является одним из решающих условий для развития ветроэнергетики на побережье Латвии — для экспорта электроэнергии».

А на вопрос, когда планируется построить это соединение с Германией, во сколько оно может обойтись, и кто за это заплатит, представитель Министерства климата и энергетики ответила, что «соединение является важным поворотом в 10-летнем плане развития общеевропейских сетей. Это и есть первый шаг к подготовке заявки на получение финансовой поддержки ЕС».

Augstsprieguma tīkls никого не будет ограничивать

Ответы руководителя отдела коммуникаций Augstsprieguma tīkls Элины Гриване на наши вопросы, учитывая, что они важны для участников рынка, публикуем полностью:

Есть ли у Augstsprieguma tīkls идеи того, как ограничить желания заявителей на дополнительные подключения в связи с большими объемами мощностей ветряной и солнечной энергии? Ведь, как отметил на энергетическом форуме в Сейме глава Augstsprieguma tīkls, уже сегодня эти мощности превышают потребности внутреннего потребления Латвии.

Augstsprieguma tīkls работает в рамках регулирования и не стремится ограничивать желания тех, кто подает заявки на подключения. На форуме говорилось о том, что если будут построены и начнут производить электричество солнечные и ветропарки мощностью в 3,8 ГВТ, за которые внесена плата за резервирование мощностей, то с этими парками и объемом электроэнергии, произведенной на Даугавской ГЭС, Латвия по итогам года может стать экспортером электроэнергии. Это может произойти уже в 2026 году, если все эти проекты будут реализованы как и планировалось — в течение трех лет.

Что предусматривают поправки к правилам Кабинета министров N 150 — о правах на аренду и застройку земли публичного лица, которые сейчас застряли где-то на согласовании между министерствами и которые необходимы для строительства ветряного парка на земле Latvijas valsts meži? Кто возражает против и почему?

Правила Кабинета министров определяют порядок, согласно которому территории государственных лесов передаются в распоряжение девелоперов ветропарков. Правила предусматривают, что 10% этих территорий резервируются под нужды ООО Latvijas vējа parki (для проекта Latvenergo и проекта Latvijas valsts meži — Mežavēja). Насколько известно из появлявшейся в публичном пространстве информации, против выступают другие застройщики, которые считают, что таким образом проекту Mežavēja даются преимущества. Augstsprieguma tīkls к продвижению этого вопроса не подключался.

Видит ли Augstsprieguma tīkls бизнес-перспективы у проекта ООО Latvijas vējа parki? Готова ли инфраструктура Augstsprieguma tīkls к его подключению?

Augstsprieguma tīkls не оценивает бизнес-перспективы таких проектов. Об инфраструктуре мы сможем говорить тогда, когда получим конкретные запросы на подключение, в которых будет указана запрашиваемая мощность и конкретная территория. Следует отметить, что Augstsprieguma tīkls как оператор системы передачи не вкладывает свои средства в строительство новых подключений, все это ложится на плечи девелопера проекта, который полностью покрывает затраты на создание инфраструктуры, что иногда может включать не только работы по строительству новых подстанций, но, например, и увеличение мощностей линий, что может значительно снизить бизнес-перспективы конкретного проекта.

На какой стадии находится планируемый проект промежуточного соединения в 2000 МВт между Латвией/Эстонией и Германией? Когда и за счет какого финансирования может быть реализован этот проект?

Это еще даже не проект, а замысел развития. О техническом решении и финансировании говорить рано. Соединение между Балтией и Германией стало бы частью более широкого видения развития, над которым работают операторы системы передачи электроэнергии стран Балтийского моря — речь идет о видении разветвленной сети передачи электроэнергии в Балтийском море. В Augstsprieguma tīkls проект Elwind (который соединит ветропарки на побережьях Эстонии и Латвии) считают первым шагом к реализации такого видения.

Есть ли у Латвии еще возможности экспортировать произведенную электроэнергию? Насколько это позволяет существующая инфраструктура и каковы планы по ее развитию?

Augstsprieguma tīkls в контексте проекта Elwind планирует укрепить сеть 330 kV на западе Латвии и промежуточные соединения с Литвой. Это увеличит возможности для экспорта в Литву, где с 2030 года запланирован резкий рост потребления. И все же в связи с возможностями экспорта нужно смотреть на Балтийский регион в целом. После синхронизации с Европой в 2025 году у стран Балтии будет четыре промежуточных соединения, а еще несколько планируется развивать в будущем.