Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Безответственные клоуны с улицы Екаба пытаются примазаться к настоящими героям — мнение Бенса Латковскиса

© Dmitrijs SUĻŽICS, F64 Photo Agency

Вчерашнее чествование сборной Латвии по хоккею возле памятника Свободы стало самым впечатляющим событием в спортивной истории Латвии.

Это событие превзошло победу сборной Латвии по футболу над командой Турции в квалификационном матче чемпионата Европы и участие в финальном турнире 2004 года в Португалии.

Игроки сборной Латвии на прошедшем чемпионате мира продемонстрировали поразительную самоотверженность и, завоевав бронзовые медали, заслуженно стали национальными героями. Наши хоккеисты подарили всему народу настоящее ощущение праздника и такой подьем национального самосознания, какой давно не приходилось переживать.

Но наши политиканы не были бы ими, если бы не попытались примазаться к героям. 28 мая 2023 года, за шесть минут до полуночи Сейм во втором и окончательном чтении проголосовал за поправки к закону о праздничных днях, постановив, что 29 мая 2023 года станет официальным праздничным днем — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нет возражений против выходного дня как такового после столь впечатляющего события. Сборная Латвии по хоккею впервые в истории завоевала медали на чемпионате мира, и поэтому выходной день достойно заработан.

Ненормальным был способ, каким политики пытались преподнести этот «подарок» народу. Ночью, в немыслимой спешке, создавая на ровном месте хаос в системе. Утро понедельника для многих началось с недоумения — идти на работу или не идти? Это был самый простой вопрос. Те, кто чем-то управляет и за что-то отвечает, должны были ответить на более сложный вопрос — что теперь делать? Все отменить, сказать сотрудникам: не приходите на работу? Или игнорировать неожиданный «праздничный день»? Норму трудового законодательства о том, что работающим в праздничный день надо платить вдвойне, еще никто не отменял. Из каких средств производить эту оплату? Тем, у кого маленькие дети, приходилось думать, куда их девать, если детские сады и школы не работают. Остаются ли в силе записи к врачу? И так далее и тому подобное..

У председателя Сейма Эдвардса Смилтенса, который был инициатором этого «подарка» для народа, и других популистов об этом голова не болит. Наверняка и компании найдут внутренние резервы, откуда можно взять недостающие деньги; и родители придумают, куда пристроить детей. Когда-то говорили: у лошади голова большая, пусть она и думает. Этим девизом, похоже, руководствовались и те, кто продвигал этот законопроект…

Это решение Сейма трудно назвать взвешенным и до конца продуманным. Такие решения, о последствиях которых вообще не думают, чаще всего принимают дети. Оказывается, не только они. Похоже, что Сеймом руководит акселерат-переросток в коротких штанишках, который никак не может выйти из песочницы.

Отдельно следует сказать о тех, кто призывает беззаботно отмечать заслуженную бронзу и перестать ворчать по поводу инфантильного решения Сейма. Интернет полон невольных защитников этого решения. Само это поспешное решение они не защищают, но выступают против возражений: неужели нельзя смириться и потерпеть один день? Можно, еще как можно... Но в конкретном случае важно отделить созданный хоккеистами праздник от созданного политиками хаоса — с неясностью по поводу рабочего/выходного дня. Мы на многое можем смотреть сквозь пальцы, но почему нужно молча одобрять действия отдельных желающих покрасоваться лиц?

Те, в чей ритм жизни этот внезапный «выходной» не внес никаких изменений, вообще не понимают, о чем тут можно «париться». О том, что этот «выходной» из-за его внезапности (утром человек просыпается и сталкивается с созданными властью проблемами) получился сильно выборочным. Часть работников как частного, так и общественного сектора после периода неясности (продолжительностью в несколько часов) все же были вынуждены пойти на работу. В итоге у многих получился не настоящий выходной и не настоящий рабочий день. Уже не говоря о предстоящих проблемах с бухгалтерией (по какому тарифу оплачивать работу в понедельник?).

Еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет об элементарном порядке и том безответственном легкомыслии, с каким Сейм за несколько минут до полуночи проголосовал за этот выходной. Праздник — это праздник, радость — это радость, а Латвия проснулась утром в понедельник в умеренной неопределенности, созданной государственной властью. Кто работает, кто не работает? По расписанию рабочего дня или выходного дня? В течение дня все как-то постепенно урегулировалось, но за создание хаоса на ровном месте кто-то должен ответить.

И тут мы переходим к политическим последствиям этого решения. Понятно, что Смилтенс, который был главным инициатором принятия этого решения, предполагал, что этим, казалось бы, патриотическим ходом он заработает дополнительные баллы. Удастся ли ему это сделать? Я сильно сомневаюсь. Во всяком случае на мероприятии по чествованию хоккеистов у памятника Свободы, где он вновь попытался «рисоваться», его приняли, мягко говоря, прохладно. В латвийской политической системе нарциссические, легко поддающиеся влиянию личности, которые, не задумываясь о последствиях, готовы реализовывать какую-то привлекательную в первый момент «быструю идею», не могут рассчитывать на признание людей. И я имею в виду не только простых избирателей, но и политический класс в целом.

Смилтенс этой выходкой причислил себя к числу тех политиков, которые непредсказуемы. Точнее, такая репутация была у него и раньше, с тех пор как летом 2017 года на съезде «Единства» он демонстративно вышел из партии и покинул съезд. Теперь он еще раз подтвердил свою несерьезную, непредсказуемую натуру. Свою политическую репутацию Смилтенс может разрушать сколько захочет. Об этом не стоит волноваться. Также как и об «Объединенном списке». Но пострадала и репутация Сейма. Оказывается, что можно за пять минут, без каких-либо осмысленных дебатов принять «что угодно», если только в этот момент депутатам кажется, что народ будет им аплодировать. Какой-то он несерьезный, этот наш Сейм.

Эти шесть минут до полуночи в будущем будут вспоминаться еще и еще. Каждый раз, когда депутаты будут жаловаться, что нет денег на медиков, педагогов или на что-нибудь еще, можно будет напоминать об этой ситуации — когда за пять минут приняли решение стоимостью в несколько миллионов евро. И если когда-нибудь еще будет подниматься вопрос о выдвижении Смилтенса на какую-нибудь должность, этот его ход не будет тем фактором, который увеличивает его шансы. Скорее, это будет аргументом в пользу того, почему Смилтенса следует держать подальше от какой-либо ответственности. Еще не вырос из коротких штанишек.

Даже не хочется упоминать о предстоящем на этой неделе голосовании Сейма за президента нашей страны. Можно ли поручить столь безответственному Сейму такую серьезную задачу? Сомнения по этому поводу растут, но об этом в другой раз.