В то время как огромные ветряные и солнечные парки еще только создаются — в основном на бумаге и в компьютерах, подчиненная энергия воды уже сделала Латвию гигантом Балтийского масштаба по производству и экспорту электричества.
Обобщение данных по производству и продаже электричества заканчивается апрелем, когда результаты для Латвии были просто выдающимися. Конечно, с одной стороны, ценность этих результатов можно принизить, признав их подарком природы или случайностью. Ни латвийские энергетики, ни латвийское государство никак не могут повлиять на приток воды в бассейн Даугавы, который простирается далеко за пределы территории страны. В рамках ежегодных колебаний притока воды и случилось так, что именно в апреле этого года появилась возможность произвести самый большой с апреля 2011 года объем электроэнергии.
Произведено 985 гигаватт-часов (ГВт-ч) электроэнергии, что на 16% больше, чем в марте, и на 49% больше, чем в апреле 2022 года. С другой стороны, зависящие от притока воды подъемы и падения производства электричества можно трактовать как эксперименты — в рамках подготовки к еще большей зависимости от природных сил.
Цены на электричество крутятся, как на ветру
Неспособность людей влиять на траектории дождя и снежных облаков подразумевает и неспособность влиять на ветер, который движет облака, и который в дальнейшем, кроме того, будет вращать (или не вращать) крылья электрогенераторов. От траекторий облаков зависит и то количество энергии, которое поступает на землю от солнца. В солнечную погоду растет количество электричества, генерируемого солнечными панелями.
Не приходилось видеть расчеты о том, возможно ли (а если возможно, то как) каким-то образом сложить получение электричества от солнечного света, ветра и воды таким образом, чтобы эти различные способы уменьшали колебания количества получаемого электричества.
Одного скачка количества произведенного в апреле на гидроэлектростанциях электричества хватило, чтобы хотя бы на один час стоимость электричества в Балтии, Финляндии и Швеции опустилась до -0,92 евро за мегаватт-час (MWh). Для потребителей это, конечно, очень приятно, но следует понимать и то, что производители не смогут продавать электричество по такой цене в течение долгого времени. Ценовой минимум должен привести либо к скачку цен, либо к дефициту дешевого продукта. Колебания цен между уже названным минимумом и апрельским максимумом в 201,91 евро за мегаватт-час не являются фактором, стимулирующим благосостояние — ни на уровне стран, ни на уровне домохозяйств.
Вода не тушит огонь в топках
Благоприятные для гидроэнергетики условия на каскаде Даугавской ГЭС проявлялись на протяжении всего 2023 года. Еще в ноябре прошлого года Латвия уравняла производство своего электричества с потреблением, и в последующие месяцы все увеличивала этот перевес. В апреле Латвия произвела 184% необходимой для страны электроэнергии, и избыток — 449 ГМч, экспортировала в Литву и Эстонию. Произведенное в Латвии электричество вытеснило из Балтии электричество из Польши и Скандинавии. Предприятие по передаче электричества Augstsprieguma tīkls подсчитало, что в Литве и Эстонии (в обеих странах) импорт электричества из Польши сократился на 66,8%, из Финляндии — на 32,6% и из Швеции — на 16,3%.
Но приток воды в Даугаве даже в апреле не потушил в Латвии все печи, в которых тепло получают для производства электричества. В апреле распределение произведенного в Латвии электричества по видам его получения (по данным Augstsprieguma tīkls) было следующим:
Даугавская ГЭС: 892 537 MWh
Пять ТЭЦ в Риге: 18 345 MWh
Ветряные электростанции: 18 281 MWh
Когенерация: 819 MWh
Биомасса: 26 177 MWh
Биогаз: 16 602 MWh
Малые ГЭС: 9 618 MWh
Солнечные электростанции: 2571 MWh
Всего: 984 950 MWh
Разнообразие производителей электричества
Производство электричества от тепла в апреле продолжалось в той мере, в какой потребителям требовалось тепло, в получении которого электричество фигурирует как побочный продукт. В более холодном, чем апрель, январе крупные рижские ТЭЦ суммарно произвели 182 830 МВт/ч, то есть ровно в десять раз больше электричества. Заметно больше электричества в январе, чем в апреле, произведено также на электростанциях, работающих на биомассе и когенерации.
Другие способы получения электричества демонстрируют свою зависимость от изменений природных условий. Ветряные электростанции в январе дали в два раза больше продукции, в зависимости от силы ветра. Вклад малых ГЭС в апреле остался примерно таким же, как в январе.
Совокупность природных и рыночных, а также идеологических воздействий проявляется и в скачках получения солнечной энергии. Январское солнце дало возможность получить всего 51 МВт/ч, что в 50 раз меньше полученных в апреле 2 571 МВт/ч.
Вода приносит деньги
Приток воды в Даугаве дает отличный способ обосновать не связанный с ценами на электроэнергию скачок доходов хозяина каскада Даугавской ГЭС — предприятия Latvenergо. Вчера, 31 мая, концерн Latvenergo опубликовал данные за первый квартал этого года. В течение этого периода доходы концерна достигли 729,4 млн евро.
Свои финансовые результаты Latvenergо объясняет тем, что на Даугавской ГЭС произведено на 77% больше электроэнергии, чем за аналогичный период прошлого года. Всего на предприятиях концерна призведено 2179 ГВт/ч электроэнергии — почти в два раза больше, чем годом ранее. Производство электроэнергии на треть превышало то количество, которое было продано в розницу, что дало возможность экспортировать избыток электричества.