Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Будущее правительства Кришьяниса Кариньша определит политическая воля и готовность «идти до конца» — мнение Бенса Латковскиса

© F64

Избран новый президент Латвии — Эдгарс Ринкевичс, но он избран не голосами единой правящей коалиции. С какой стороны ни посмотри, но следует признать — возникла новая политическая реальность с новыми партнерами по сотрудничеству.

Премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что уже сегодня (в пятницу, 2 июня) состоятся консультации о расширении коалиции. Но и лидер Союза зеленых и крестьян Виктор Валайнис, и министр внутренних дел от «Объединенного списка» Марис Кучинскис отвергают формулу — расширяем коалицию в рамках действующего правительства. По крайней мере пока. Либо новое правительство, либо все остается по-старому.

План Кариньша прост. Формально правительство не уходит в отставку, но в нем серьезно передвигают кресла. Такая «перестановка мебели» уже происходила во времена предыдущего правительства Кариньша. Тогда заменили отдельных министров, и из коалиции окончательно выкинули полуразвалившуюся на тот момент партию «Кому принадлежит государство?». Все свидетельствует о том, что Кариньш хотел бы еще раз повторить это некогда успешное преобразование. В эти дни тщательно, слово за словом изучается регламент Сейма, чтобы найти юридически корректный способ трансформировать правящую коалицию, не допустив падения правительства и выдвижения нового премьера.

Почти все политические наблюдатели сходятся во мнении, что «Новое Единство» одержало впечатляющую победу на этих президентских выборах. И, несомненно, они захотят эту победу как-то укрепить и капитализировать. То, что один из их лидеров стал президентом, с точки зрения партийных ресурсов — едва ли не потеря, поскольку новый президент в эти дни сдает членский билет «Нового Единства» в архив. Что «Новое Единство» хотело бы получить за это взамен? Новую коалицию с ментально более близкими для себя партнерами.

Можно дискутировать о политической мощи самого Кариньша, но в те моменты, когда в его и «Нового Единства» паруса дует ветер, он способен быть энергичным и даже безжалостным к своим политическим оппонентам. Сейчас «Новое Единство» на волне, что означает переговоры с действующими и потенциальными партнерами «с позиции силы». Высказывания отдельных политических сил о том, что они так легко не сдадутся, «или новое правительство, или…», еще ничего не значат. Все, как и на хоккейной площадке, будет определять знаменитая «политическая воля» и готовность «идти до конца». Может быть, кому-то и кажется, что Кариньш «устал» и созрел для того, чтобы отойти в сторону, то никаких признаков такой «усталости» нет. Кариньш уверенно говорит о планах на будущее и тех шагах, которые правительство предпримет в августе, сентябре и так далее, когда будут уточнены так называемые планы реформ. Он смотрит вперед и не думает о том, как «удержаться» сегодня или завтра.

Поэтому, если в ближайшие дни, недели или месяцы правительство Кариньша уйдет в отставку, это будет не спланированная самим Кариньшем «многоходовая комбинация». Тогда это произойдет вопреки желанию Кариньша, как и неожиданная отставка Валдиса Домбровскиса в ноябре 2013 года — после разговора с тогдашним президентом Андрисом Берзиньшем. То, что позже эта отставка оказалась столь полезной для Домбровскиса, вовсе не означает, что она произошла по плану и что он к ней стремился.

Другой вопрос — хочет ли само «Новое Единство» по-прежнему сохранять правительство Кариньша? Партия не может не чувствовать, что сила тяги Кариньша постепенно уходит в отрицательную часть шкалы. Это почувствовали не только те, у кого с самого начала были претензии к Кариньшу. Все равно, в каком бы составе не собирались участники условной программы Kas notiek Latvijā?, никто уже не говорит об этом правительстве как о позитивной структуре, которую нужно как можно дольше сохранять. Отдельных выступающих отличает только интенсивность скептицизма.

Подобные ощущения не могут не активизировать рецепторы недовольства у некоторых членов партии, что, в свою очередь, активизирует центры амбиций в головах лидеров партии. Из этих центров поступают навязчивые сигналы: «На месте Кариньша должен был быть ты. Ты, именно ты настоящий народный герой». Эти неконкретные сигналы трансформируются в циркулирующие в политической среде разговоры: этого комиссаром, этого премьером, а этому дадим пост министра, и хватит с него. Но нюанс состоит в том, что в 90% случаев эти люди, «дающие» и «распределяющие» должности, ничего, кроме счета в кафе на всех поделить не могут. Так что все эти глупые рассуждения, которые приходится слышать, — чистейшая спекуляция. Если пять известных активных химических элементов смешать в колбе, можно точно предсказать, что получится в итоге этой реакции. Если пять партий сложить в одном политическом пространстве, то об исходе этой реакции можно только догадываться. В таких случаях человеческий фактор играет решающую роль.

Сейчас две партии — «Новое Единство» и Союз зеленых и крестьян, явно на коне. И теоретически ничто не может помешать им восстановить прежний де-факто столь гармоничный политический брак. Поэтому новая коалиция более чем логична. В каком именно составе (с Национальным объединением или с «Прогрессивными», или с «Объединенным списком») не так важно, но с доминантой обеих партий — «Нового Единства» и Союза зеленых и крестьян. Но в политике не всегда все происходит по законам логики. Поэтому будем наблюдать. Будет интересно.