В пятницу «Новое Единство» приступило ко второй части операции по разбавлению коалиции. Порталу Delfi был передан якобы состав будущего правительства, в котором больше нет министров Национального объединения и «Объединенного списка». Теперь, мол, будет новое правительство Арвилса Ашераденса в коалиции с Союзом зеленых и крестьян и «Прогрессивными».
Этот ход был предсказуем, поэтому весьма комично выглядело возмущение Айнарса Шлесерса в студии Delfi TV: мы тут о пустяках рассуждаем, а президент Эгилс Левитс уже готов назвать имя нового премьера. Если что-то в этот момент действительно выглядело плохо, так это участие уходящего президента в этой поставленной «Новым Единством» пьесе.
Напоминаю. Тогда, когда Левитс выразил готовность номинировать нового премьера, действующий премьер Кришьянис Кариньш был полноправным главой правительства. Голосования в Сейме о доверии правительству никто не требовал. Можно, конечно, реагировать на специально обнародованный список «правительства Ашераденса», но президент страны несет особую ответственность за каждое сказанное им слово. То, что Левитс позволил себе участие в этой пустой болтовне, не говорит о нем как о президенте ничего хорошего.
Сам Кариньш никаких слов о крахе своего правительства в течение всего дня не произносил, во второй половине дня он встретился с членами нынешней коалиции, чтобы поговорить, как было объявлено ранее, о возможном расширении коалиции. Как и следовало ожидать, эти переговоры не увенчались успехом. Все остались при своем мнении, и Кариньш заявил, что это только начало переговоров.
Понятно, зачем надо было «сливать» (это слово мы ставим в кавычки, потому что это даже не слив в прямом смысле этого слова, а слаженная игра) список «правительства Ашераденса». На военном языке это называется артиллерийская подготовка перед главным наступлением. Кариньш на переговоры со своими партнерами по коалиции отправился с явным намеком: либо вы сделаете все, что я скажу, либо двери там. В соответствии с классическими традициями капиталистов-работодателей, там за воротами стоит очередь из желающих. Моментального ответа не жду. За выходные подумайте, но не слишком долго, потому что можете остаться у разбитого корыта.
В состоявшемся в субботу съезде Латвийского объединения регионов приняли участие несколько лидеров «Объединенного списка», которые различными способами подтвердили готовность противостоять диктанту Кариньша. Министр земледелия Дидзис Шмитс предложил «Объединенному списку» вместе с Национальным объединением выдвинуть своего кандидата в премьеры и не бояться оказаться в оппозиции. Звучит решительно. Но готов ли тот же Эдвардс Смилтенс, переизбранный председателем Латвийского объединения регионов, оставить высокое кресло спикера Сейма и перейти в ряды оппозиции? Оставить место, с которого можно прерывать любого выступающего депутата Сейма, ради места, с которого тебя, в соответствии с политической традицией Латвии, вообще не слышат. Что бы ты ни говорил.
До сих пор не наблюдается и большего сближения «Объединенного списка» и Национального объединения — чтобы эти политические силы сформировали новое политическое «ядро». Если бы они хотели стать политическим центром, это нужно было сделать на следующий день после выборов Сейма, и как силе с 31 депутатом, настаивать на своем кандидате в премьеры. Но ничего подобного сделано не было.
Это несерьезно — думать, что две эти партии договорятся теперь, находясь в статусе товарищей по несчастью. Хотя бы потому, что, в отличие от ситуации осенью, когда им удалось уверенно оставить за бортом «Прогрессивных», теперь у Национального объединения и «Объединенного списка» нет реальных возможностей противостоять планам Кариньша.
Кариньш хочет внести в латвийскую политику новую, ранее небывалую практику политической борьбы — фундаментальное изменение состава коалиции без изменения самого правительства. Правительство номинально остается прежним, хотя сменятся не только министры, но и изменяется весь состав коалиции, кроме партии самого премьера. Следует признать, оригинально. Другое дело, что вряд ли этот фокус когда-нибудь еще удастся повторить, поскольку в будущие правительственные декларации партнеры обязательно внесут оговорку, которая сделает такой фокус юридически невозможным.
Но поскольку в декларации нынешнего правительства ничего такого не записано, то у Кариньша руки вроде бы свободны для шантажа остальных партий: никого в коалиции не держу и никого специально не прошу. Место не останется пустым. Правда, и у «Объединенного списка», и у Национального объединения есть один козырь, который не оставляет их перед Кариньшем совершенно незащищенными. Этот козырь — Айварс Лембергс.
Как же так? Разве именно Лембергс и тесно связанный с ним Союз зеленых и крестьян не являются главными бенефициарами этой «игры» Кариньша? Да, но в то же время это не исключает того, что Лембергс является единственным фактором, на который косвенно могли бы давить и «Объединенный список», и Национальное объединение.
В публичном пространстве уже много лет не утихают крики о Союзе зеленых и крестьян как о партии олигарха, о зависимости этой политической силы от Лембергса и так далее. Но почти никогда не объясняется, что лежит в основе этой зависимости. По привычке считается, что у Лембергса есть неограниченные финансовые ресурсы и что он эту партию просто «купил». Эта версия, которая не требует дополнительного мышления, устраивает многих.
Но при этом как-то забывается то обстоятельство, что Лембергс находится под суровыми санкциями не только со стороны Министерства финансов США, но и со стороны нашего собственного суда первой инстанции, приговорившего его к конфискации имущества. По умолчанию предполагается, что деньги Лембергс, наверное, в свое время где-нибудь «закопал».
Вероятно. Но какие бы богатства он ни «закопал» и ни «выкопал», это, возможно, дает ему возможность покупать дорогие костюмы, но не возможность «покупать» целые партии. Тем более сейчас, когда партии получают щедрое государственное финансирование. Так почему Союз зеленых и крестьян до сих пор держится за этот токсичный актив и не отмежевывается от него как от ненужного балласта?
Ответ прост. Причина — личность Лембергса. Каждый, кто когда-то шел на тяжелые переговоры, где по другую сторону стола сидят не добрые, улыбчивые, готовые к обоюдным компромиссам партнеры, а серьезные «пассажиры» со стальными лицами, знает, насколько важно, чтобы во вркмя таких переговоров рядом был кто-то, у кого в критический момент не дрогнет голос. Лембергс — из этой породы людей, и в политическом пространстве все это знают. Даже если он физически не находится за столом.
Поэтому у Кариньша нет большого желания оставаться один на один с Лембергсом (Союзом зеленых и крестьян). Кариньш чувствовал бы себя намного комфортнее, если бы рядом находились покинувшие Союз зеленых и крестьян представители «Объединенного списка». Это сразу же дает совсем другие возможности для маневра. К тому же политическая ссора Союза зеленых и крестьян и «Объединенного списка» еще свежа, раны взаимных обид еще не зажили, в то время как разногласия между «Новым Единством» и Лембергсом (Союзом зеленых и крестьян) уже покрылись порядочным слоем пыли. В связи с этим взаимная неприязнь Союза зеленых и крестьян и «Объединенного списка» играет на Кариньша («Новое Единства»).
Игра на взаимных противоречиях остальных партнеров по коалиции является основой длительного премьерства Кариньша. И поэтому единственной возможностью поставить Кариньша и «Новое Единство» на место было бы заключение пакта о тройственном союзе между Национальным объединением, «Объединенным списком» и Союзом зеленых и крестьян и их выступление единым фронтом против диктата Кариньша/«Нового Единства». Теоретически может показаться, что в этом нет ничего сложного, но на практике эта миссия невыполнима. Без кавычек и без вариантов. Так что единственное, на что могут надеяться эти три силы, — это отсутствие единства в рядах самого «Нового Единства». На то, что многим надоел и сам Кариньш, который начал очень опасные маневры на скользком мостике. В итоге упасть с мостика могут не только оппоненты Кариньша, но и он сам.