Пятница, 20 сентября
Рига +14°
Таллинн +13°
Вильнюс +14°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Кто разрушил Каховскую ГЭС? У специалистов есть несколько версий

После прорыва плотины на Днепре под угрозой затопления оказались десятки населенных пунктов. Десятки тысяч людей эвакуируются.

Рано утром во вторник, 6 июня, стало известно о прорыве плотины Каховской ГЭС на Днепре. Под угрозой затопления оказалась левобережная часть Поднепровья вплоть до дельты Днепра при впадении в Черное море. Новая Каховка уже ушла под воду. Карту риска затопления территорий опубликовала «Медуза».

Украинская сторона утверждает, что ГЭС была взорвана российскими военными, а президент Украины Владимир Зеленский заявляет об «экоциде» — крупнейшей рукотворной экологической катастрофе в Европе за десятилетия. Зеленский использовал тему крушения Каховской ГЭС, чтобы еще раз заявить о необходимости принятия Украины в НАТО.

В Москве традиционно заявили, что плотина была разрушена в результате украинского обстрела. Международное сообщество поддерживает точку зрения Киева. Однако, как показали исследования, могут быть разные версии произошедшего.

Специалисты по OSINT — журналистским расследованиям по открытым данным, — рассмотрев спутниковые снимки до крушения плотины ГЭС, пришли к выводу, что взрыва могло не быть. Плотина, «постепенно разрушалась сама», считает Руслан Левиев из Conflict Intelligence. Под этим он имеет ввиду разрушение плотины вследствие полученных ранее повреждений. Известно, что Каховскую ГЭС несколько раз атаковали.

С этой точкой зрения согласны журналист Financial Times Кристофер Миллер и журналист The Washington Post Эван Хилл. Последний обратил внимание на то, что уровень воды в водохранилище перед прорывом плотины был на аномально высоком уровне. Возможно, считает Левиев, оккупационная администрация не смогла правильно отрегулировать сброс воды на плотине ГЭС.

Однако есть и другая точка зрения. Директор по коммуникациям Latvenergo Андрис Сикснис в комментарии RUS.NRA.LV пояснил, что разрушение плотины ГЭС невозможно из-за естественных процессов.

«Очевидно, что имел место решительный, продолжительный и плавный процесс подготовки к разрушению станции. Поэтому вполне вероятно, что планировщики провели неограниченное время внутри ГЭС и дошли до момента, когда взрывчатка закладывается как можно ниже в структуру, вызывая взрыв, который разрушает структуру и не позволяет ГЭС когда-либо снова работать в рамках существующей структуры. Такие действия возможны только во время войны или оккупации, когда не обеспечен нормальный гражданский контроль и мониторинг ГЭС. Такие ситуации физически невозможны на хорошо обслуживаемых, постоянно контролируемых и охраняемых гидроэлектростанциях», — считает эксперт.