Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Рейтинги партий как сигнал о растущем недовольстве общества

© Depositphotos.com

Рейтинг политических партий, составленный Центром изучения рынка и общественного мнения SKDS по заказу Латвийского телевидения, свидетельствует, что в мае самое большое падение популярности (с 7,7% до 5,8%) пережил «Объединенный список», а самым большим ростом (с 7,8% до 8,3%) может похвастаться партия «Латвия на первом месте».

Самый высокий рейтинг (10,8%) по-прежнему у «Нового Единства», второе место уже в течение долгого времени занимает Союз зеленых и крестьян (8,9%), а на третье место поднялась «Латвия на первом месте» (8,3%).

Рейтинг «Прогрессивных» 6,5%, у Национального объединения 6,4%, у «Стабильности!» 5,4%, у «Согласия» 3,9%. Совсем жалкий рейтинг у «Новой консервативной партии», и он продолжает падать: с 1,7% до 1,3%. Столь могущественное в недавнем прошлом «Согласие» не прошло в 14-й Сейм, однако еще проявляет признаки жизни — рейтинг потихоньку поднимается. Эта партия в последние месяцы активно поддерживала свои аккаунты в соцсетях, высказывая мнение по актуальным вопросам, ее лидеры встречаются с избирателями — какая-то деятельность происходит.

Лидером по-прежнему остается «Новое Единство», но социолог, глава SKDS Арнис Кактиньш в интервью Латвийскому телевидению отметил, что уже в течение длительного времени наблюдает снижение популярности «Нового Единства».

«Латвия на первом месте» поднялась на третье место

Рост рейтинга «Латвия на первом месте» Арнис Кактиньш объясняет большой активностью этой партии в социальных сетях, но в то же время — и растущим в обществе недовольством. Депутат Сейма от партии «Латвия на первом месте» Вилис Криштопанс регулярно выступает онлайн с интервью, в которых резко критикует правительство Кришьяниса Кариньша. В наше время уже не может быть такой ситуации: если каких-то политиков не показывают на государственном телевидении, то их нет вообще. В YouTube Криштопанс говорит о долгах и расточительстве правительства, объясняет, почему Латвия переживает падение в сфере строительства, почему вымирает Рига.

Тень еще не избранного президента

В мае важнейшей темой внутренней политики были выборы президента страны. Опросы SKDS обычно проводятся в середине месяца. И можно сделать вывод, что у «Объединенного списка» уже в это время что-то пошло не так. Несмотря на то, что Эгилс Левитс еще 10 мая отказался повторно баллотироваться на пост президента, «Объединенному списку» никак не удалось повернуть этот факт в свою пользу и в пользу своего кандидата в президенты Улдиса Пиленса.

И получилось так, что не только Улдис Пиленс не стал президентом, но и рейтинг «Объединенного списка» пострадал. Наверное, потому, что общество ожидало от Пиленса слишком многого, но он не очень убедительно рассказывал, что он лучший. От Пиленса ожидали чуда — что он появится на публике как человек, который поведет всех к Солнцу, что он будет произносить такие речи, которые сразу же вдохновят весь народ на великие дела. Но Пиленс пришел и начал что-то очень сложно объяснять о реагировании на бизнес-импульсы и об асимметричной энергетике.

«Объединенный список» как земноводное

А еще проблему рейтинга «Объединенного списка» можно объяснить тем, что общество никак не может понять, что же это за земноводное такое — хочет жить на суше и в воде, хочет быть в правящей коалиции, но как внутренняя оппозиция в правительстве.

В мае выяснилось, что сфере здравоохранения не хватает денег — требуется по крайней мере 140 миллионов евро, чтобы осенью не началась катастрофа и оплаченная государством медицина не перестала быть доступной населению. Министерством здравоохранения руководит Лига Меньгелсоне, которую в свое время в правительство направил «Объединенный список», хотя она не является членом ни одной партии. Но в любом случае ее тоже связывают с «Объединенным списком». Кариньш уже с февраля всячески унижает Меньгелсоне — то кричит на нее и упрекает, то похвалит, а на следующий день после этого заявляет, что ее министерство сочинило никчемный план реформ, который нужно выбросить в окно. А потом Кариньш опять становится спокойным, и теперь «вопрос Меньгелсоне» отложен на август — правительство приняло к сведению доклад Министерства здравоохранения. И создается впечатление, что во всем этом процессе Меньгелсоне оставили в одиночестве — «Объединенный список» ее не защищает. Или защищает, но так, чтобы широкая публика этого не заметила.

Между прочим, Кариньш в ситуации с министрами здравоохранения уже «набил себе руку»: как-то так получилось, что Даниэлc Павлютс («Развитие/ЗА!») во время ковида утратил доверие народа, его партия не прошла в Сейм. А Кариньш и «Новое Единство», наоборот, въехали в парламент на белом коне и стали крупнейшими среди крупнейших. Хотя Кариньш и Павлютс были тандемом — политическими братьями-близнецами. Сейчас повторяется нечто похожее — Кариньш снова собирается подняться по телам павших соперников, ведь значительная часть общества считает, что Кариньш «хороший», а Меньгелсоне не в состоянии навести порядок в здравоохранении.

Рейтинги «бьют по мозгам»

Хоть политики это и отрицают, но рейтинги «бьют по мозгам». Например, Национальное объединение страшно разозлилось из-за того, что рейтинг «Прогрессивных» по-прежнему на 0,1% больше. А радуется Национальное объединение тому, что рейтинг «Прогрессивных» упал по сравнению с предыдущим месяцем. Национальное объединение и «Прогрессивные» терпеть друг друга не могут и считаются самыми яростными идеологическими противниками. Действительно, трудно представить, чтобы они дружно слились в рамках одной коалиции.

У Союза зеленых и крестьян очень высокий рейтинг, у них по-прежнему второе место. Это заставляет «Новое Единство» и Кариньша нервничать. Может быть, именно поэтому «Новое Единство» сейчас вдруг начало думать, что с Союзом зеленых и крестьян вполне можно работать вместе — и «фактор Лембергса» уже не мешает, ничто не мешает. «Новое Единство» хочет втянуть Союз зеленых и крестьян в правительство, сделать и его ответственным за все те безобразия, которые происходят в стране, а позже, возможно, и объявить его главным виновником.