Суббота, 23 ноября
Рига -2°
Таллинн -2°
Вильнюс -3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Из-за своего упрямства «Новое Единство» может врезаться в стенку. Мнение

© F64

На этой неделе продолжились перипетии с формированием новой коалиции и нового правительства. Вчера «Новое Единство» во главе с премьером Кришьянисом Кариньшем встретилось с «Объединенным списком», на завтра запланирована встреча с Национальным объединением.

В ходе этих встреч «Новое Единство» будет стремиться, с одной стороны, обеспечить поддержку партнеров для назначенного на четверг голосования в Сейме о доверии правительству, а с другой стороны — выкручивать руки этим своим партнерам по номинально все еще существующей коалиции. О том, что правительство Кариньша по-прежнему работает в обычном режиме, иногда забывают. Но, независимо от итогов переговоров «Нового Единства» с партнерами по коалиции, нет никаких признаков того, что голосование в Сейме может хоть в малейшей степени угрожать существованию этого Кабинета министров.

В то же время трудно не согласиться с тем, что правящая коалиция и сформированное ею правительство действуют в «приторможенном» режиме. Каждый политический обозреватель видит свои причины этого «отсутствия динамики». На мой взгляд, главная причина слабости правительства — отсутствие какой-либо единой цели.

То, что у каждой формирующей коалицию политической силы существует свое видение развития страны, это только нормально. Ненормально, что коалицию составляют силы, у которых по ряду базовых вопросов это видение является почти полностью противоположным. Можно спорить, являются ли эти вопросы базовыми, но в публичном пространстве о них говорят больше всего. А именно — об отношении к миграции, Стамбульской конвенции, законе о партнерских отношениях, так называемой «дерусификации» общественной среды. Если в этих (и не только в этих) вопросах каждая из трех коалиционных партий — как лебедь, рак и щука из знаменитой басни — тянет каждая в свою сторону, то трудно воспринимать эту коалицию иначе как исчерпавшую себя.

В соответствии с политической теорией, такие ситуации разрешаются очень просто. Численное большинство в коалиции должны составлять те силы, цели которых, по крайней мере, не являются противоположными. После выборов 14-го Сейма соотношение сил на политической арене является таким: либеральное крыло — «Новое Единство» и «Прогрессивные», имеет 36 мандатов, а консервативное крыло — все остальные, то есть 64 мандата. Поэтому было бы только логично, если бы правящую коалицию и правительство сформировала часть консервативного политического спектра.

Правда, реальность Латвии такова, что политическая логика здесь включается достаточно редко, поскольку помимо идеологического деления существует этническое разделение, стигматизация отдельных партий и разделение, исходя из личных симпатий или антипатий. В итоге на сцене находится политически нелогичное и уже априори недееспособное второе правительство Кариньша, в котором каждая партия тянет воз в свою сторону.

Что делать? Ранее в ходе разговоров о политическом спектре и его делении за скобками оставалась роль СМИ, в особенности щедро финансируемых государством общественных СМИ. А ведь их в нашей ситуации следует считать полноценными участниками политического процесса.

Поскольку предназначенные для СМИ деньги выделяются только на проекты либеральной направленности (или совершенно аполитичные), то чисто консервативное правительство, сформированное парламентским большинством, столкнулось бы с огромным давлением прикормленных властью СМИ и лидеров мнений, а каждый шаг правительства рассматривался бы через особенно черные очки критики. Понимая это, политики приспосабливаются к реальности и кивают головами, словно соглашаясь с рассказами Кариньша о «реформах». Что подразумевается под этими «реформами», чаще всего не уточняется. Ради всеобщего спокойствия.

Фактически формируется тупик, из которого трудно выйти, поскольку, с одной стороны, условные либералы не имеют политического большинства, а условные консерваторы не имеют достаточной поддержки «болельщиков», чтобы в одиночку без либералов взять на себя руководство страной. При этом руководство страной им вряд ли доверил бы не только действующий, но и новоизбранный президент.

Если мы готовы посмотреть правде в глаза, то следует констатировать, что в Латвии уже в течение долгого времени продолжается политико-идеологический кризис, конца которому не видно. Похожая ситуация уже наблюдалась в период полномочий предыдущего Сейма, но тогда все списывали на политических шутов типа Кайминьша и Гобземса. Теперь они ушли, и после прошлогодних парламентских выборов все признали, что этот Сейм хоть и не идеален, но, по крайней мере, гораздо лучше предыдущего. Может быть. Но основная проблема — численного меньшинства либералов, которые влияют на большинство, никуда не исчезла.

Теперь предлагается сформировать широкое «радужное» правительство, которое как бы снимает это противоречие. В коалиции были бы все, кроме «неприкасаемых» росликовцев и почти «неприкасаемых» шлесеристов. Но и в этом случае сначала нужно свергнуть действующее правительство. Уходящий президент Эгилс Левитс на прощание отправил тем, кто его свалил, — Кариньшу & Co — «ласковое» приветствие: он не будет номинировать премьера, который планирует создать коалицию с Союзом зеленых и крестьян.

Так что до 9 июля действующая коалиция может чувствовать себя в безопасности, если только «Объединенный список» и Национальное объединение действительно готовы сгруппироваться в один неразрывный блок. Поэтому сейчас самый главный вопрос для «Нового Единства» — как технически сделать так, чтобы Кариньш остался премьером, а коалиция была бы новой. Пусть правительство как бы останется старым, но уже с совершенно другим составом. Чтобы еще больше сузить возможности для маневра для всех (в том числе и для самих себя), один из лидеров «Нового Единства» Арвилс Ашераденс заявил, что у «Нового Единства» есть только один кандидат в премьеры, и это Кришьянис Кариньш. И никто другой. В связи с этим наметилась и дальнейшая политическая тактика «Нового Единства».

При помощи бесконечных, внешне вроде бы бессмысленных разговоров, упреков в торможении реформ, но при этом не снижая напряженности в правительстве (пусть сидят «на чемоданах»), Кариньш пытается разорвать блок «Объединенного списка» и Национального объединения, играть на амбициях и страхах отдельных политиков (страхе лишиться стульев). К сожалению, похоже, что это единственная струна, которую Кариньш дергает и на которой он играет. Пока у него еще имеется достаточно слушателей, готовых аплодировать этой «музыке» одной струны, но как долго это будет продолжаться? Так можно и заиграться. Заиграться до того, что инициированный Шлесерсом/Росликовым роспуск Сейма из политического шутовства может превратиться в суровую реальность. Вперед, Кариньш! Смелее!