Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +2°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Засуха может заставить всех затянуть пояса

© Depositphotos.com

Охватившая Европу засуха грозит очередными вызовами не только фермерам, но и потребителям их продукции. Гроза и сильный ливень, которые в среду утром обрушились на Майорку, стали хорошим знаком, и можно прогнозировать, что поля в Европе этим летом не останутся совсем без влаги. Но для большого оптимизма тоже нет никаких оснований.

Хотя сейчас только середина июня, есть все основания предполагать, что урожай в Европе, в том числе в Польше и странах Балтии, уменьшится. Его сокращение традиционно приводит к росту цен, и эксперты советуют с этим считаться. Но одновременно высказываются и мнения, что подорожание может не распространиться на все группы продуктов, так что нет поводов для паники. Однако если еще весной можно было надеяться, что в Латвии в конце 2023 года цены на продукты хоть немного снизятся по сравнению с концом 2022-го, то теперь на это, скорее всего, не стоит надеяться.

В Европе тревожные сигналы о засухе поступали из Испании еще весной. Испанские фермеры говорили о значительном сокращении урожая оливок и о росте цен на оливковое масло. Этот продукт, который так необходим для средиземноморской диеты и который высоко ценил и Гиппократ, в латвийских магазинах уже подорожал. Но заявления с Пиренейского полуострова стали лишь началом более широкой череды неприятностей, результатом которых станет сокращение доходов крестьян и медленное отступление инфляции, поскольку продукты питания будут дорожать.

Возможно, даже на треть меньше

«Если бы засуха была только в Латвии и Балтии, то на цены в целом это не повлияло бы, потому что мы покупаем и продаем на мировом рынке. На нас влияют мировые рыночные цены, в том числе цены на биржах. А засуха — во всей Европе», — так прокомментировала ситуацию руководитель отдела содействия сельскохозяйственному рынку Института агроресурсов и экономики Ингуна Гулбе.

Она сослалась на свой недавний визит в Польшу, где «тоже все пересохло». Эксперт напомнила, что Польша является крупным производителем сельскохозяйственной продукции, особенно если речь идет о фруктах и овощах. «Если неделю назад казалось: не будет рекордного урожая, но нет и ничего страшного, то теперь можно сказать, что ситуация еще не трагическая, но очень плохая», — подчеркнула Ингуна Гулбе. По ее словам, нужно считаться с тем, что урожай будет меньше обычного. Насколько меньше, пока нельзя сказать, но прозвучавшее ранее предположение о том, что он уменьшится на треть, может стать вполне реальным прогнозом, и каждый день без дождей резко ухудшает ситуацию.

Отвечая на вопрос о ситуации с зерном и потенциальном урожае озимых, Ингуна Гулбе подчеркнула, что нынешняя засуха влияет на них меньше, поскольку существенную часть необходимой влаги озимые набирают в осенне-весенний сезон, но и этому сегменту сельского хозяйства необходим дождь. Засуха негативно влияет и на озимые, но не так драматично, как на яровые.

Надо оценивать все факторы

Предположение о том, что из-за меньшего влияния засухи на озимые цена на хлеб и другие зерновые продукты не должна расти так резко, как на овощи, Ингуна Гулбе прокомментировала так: существует целый ряд факторов, влияющих на стоимость сельскохозяйственной продукции. А именно — не все овощи выращиваются на полях, значительную часть выращивают в теплицах, и на них засуха не оказывает такого влияния, как на выращенную на полях продукцию. Но в Испании и помидоры выращивают на полях, так что и здесь могут возникнуть определенные проблемы.

«Правда, у них есть системы полива, но засуха делает процесс выращивания дороже», — пояснила эксперт. В Латвии помидоры для рынка выращивают в теплицах, так что с этим не должно возникнуть каких-либо серьезных сложностей. Комментируя ситуацию на хлебном рынке, Ингуна Гулбе пояснила, что изменение цены муки не является главным определяющим фактором того, сколько стоит хлеб. «Если, например, цена на зерно удвоится, это не значит, что хлеб должен подорожать в два раза», — подчеркнула Ингуна Гулбе. Она отметила, что для затрат на производство хлеба большое значение имеет цена энергоресурсов и рабочей силы. По ее мнению, роста цен на хлеб вообще может не произойти. «Если одна составляющая становится дороже, это не значит, что конечный продукт сразу же должен подорожать», — пояснила Ингуна Гулбе.

Надо смотреть на сумму всех факторов — например, в 2023 году выросла минимальная зарплата, и этот фактор существенно влияет на цену хлебной продукции. Но энергоресурсы стали дешевле, и это влияет на цены в сторону понижения. Общий вывод: урожаи будут ниже, а это значит, что цены на отдельные сельскохозяйственные продукты могут вырасти, но существуют и другие производственные ресурсы и компоненты, удешевление которых компенсирует рост расходов на продовольствие. Это, в свою очередь, может означать, что рост цен на продукты с более длинным производственным циклом может быть небольшим, а может и вообще не произойти.

Не только климат, но и Россия

В контексте изменения стоимости жизни главный экономист Swedbank Latvija Лива Зоргенфрея также обращает внимание на растущие в последнее время в мире опасения в связи с приближением такого климатического явления, как Эль-Ниньо, включающего в себя более жаркие и экстремальные погодные периоды. Ссылаясь на расчеты агентства Bloomberg, экономист рассказала, что под влиянием этого фактора мировая неэнергетическая инфляция может вырасти даже на 3,9%.

«Эль-Ниньо повлияет на цены на многие продукты, особенно на рис, пальмовое масло, зерно, сахар. Уже сейчас есть новости об экстремальной засухе, особенно в Испании, которая является крупнейшим производителем свежих овощей и фруктов в Европе», — рассказала Зоргенфрея. По ее мнению, это также приводит к выводу, что цены на овощи и фрукты в Европе в этом году будут высокими. «К сожалению, следует отметить, что изменение климата означает и то, что и в последующие годы производители продуктов питания будут страдать от засухи, и латвийский потребитель почувствует это по уровню цен — при совершении ежедневных покупок», — заключила эксперт.

Она напомнила, что на глобальные цены на продовольствие влияет не только погода, но и начатая Россией война в Украине, поскольку Украина — одна из ведущих в мире стран-экспортеров продовольствия. Эксперт привела такой пример: на цены на продовольственное сырье влияют любые новости или опасения по поводу судьбы «Черноморской зерновой инициативы». Также Лива Зоргенфрея отметила, что уничтожение Каховской ГЭС окажет повышенное давление на мировые цены на продукты питания. «Часть самых плодородных земель мира затоплена, другие невозможно будет орошать — это снизит доступность продуктов питания в мире и повысит цену на них», — пояснила экономист.

Комментируя мнение банка по поводу изменения потребительских цен, она указала на прогноз, согласно которому цены на продукты питания для латвийского потребителя в конце 2023 года будут выше, чем в конце прошлого. «Однако мы не ожидаем, что прирост будет измеряться двухзначными цифрами, как сейчас. По нашим прогнозам, к концу года инфляция цен на продукты питания составит 6-7%. Однако если погода будет неблагоприятной для урожая, или если будут происходить другие события, например, в плане геополитики, и это приведет к существенному росту цен в мире, то прогнозы цен на продовольствие могут быть пересмотрены в сторону увеличения», — подытожила Лива Зоргенфрея. К сказанному следует добавить, что продолжение засухи в Латвии грозит и подорожанием электроэнергии из-за снижения потенциала ее получения от гидроэлектростанций.

Похожая ситуация была в конце лета прошлого года, когда из-за засухи электроэнергия резко подорожала и при ее нехватке пришлось пользоваться дорогим газом. Правда, сейчас ситуация намного лучше, чем в августе 2022-го, поскольку цена природного газа в Европе больше напоминает цену довоенных «старых времен», чем ту, что была достигнута в момент стресса летом прошлого года.