Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +2°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

После всех измен развода не будет. Брак (правительство) сохранится. Мнение

© Neatkarīgā

Вчера на внеочередном заседании Сейма рассматривался проект постановления «О выражении недоверия премьер-министру Кришьянису Кариньшу». 42 голосами за и 53 голосами против этот проект постановления был отклонен. Против проголосовали все присутствовавшие в зале депутаты правительственной коалиции, за — депутаты от оппозиции. Как и следовало ожидать. Ничего неожиданного.

И хотя в предыдущем абзаце я написал — ничего неожиданного, на этот раз у голосования о выражении недоверия был определенный фон, придававший этому спектаклю некоторую напряженность. Из-за этого фона никто бы особо не удивился, если бы в традиционной процедуре «что-то пошло не так», и правительство Кариньша было бы отправлено в отставку. Тогда задним числом можно было бы сказать, что все на самом деле было вполне закономерно.

Ситуацию, сложившуюся в коалиции после выборов президента Латвии, точнее всего охарактеризовал глава Национального объединения Райвис Дзинтарс в передаче Латвийского телевидения Rīta panorāma 6 июня. «Получается, что "Новое Единство" и "зеленые и крестьяне" были пойманы в постели, и все совершенно очевидно, но они абсолютно серьезно заявляют, что нет, все не так, как кажется… Но тогда, может быть, надо идти до конца и сказать, что этот политический брак закончился и что есть другие приоритеты — ради какой-то политической выгоды. Но ясность необходима. Министры фактически не знают, что будет завтра, послезавтра, это сидение на чемоданах. Никто не знает, будет ли «Новое Единство» союзником или оппозиционером для нас», — сказал Райвис Дзинтарс.

Яснее не скажешь. Партнер по коалиции (супруг) «попался в постели» с оппозицией (любовницей). Вчера в Сейме проходило голосование о доверии (судебное заседание о расторжении брака). По сути, все понятно. Второй обманутый — «Объединенный список», также признался, что коалиции де-факто больше не существует. Однако вопреки всему обманутые (в данном случае «Объединенный список» и Национальное объединение) на этом условном судебном заседании официально заявляют, что «изменник» («Новое Единство») прощен и что все готовы и дальше жить вместе. Правда, о любви уже никто не говорит. Ее даже не пытаются изображать. Только четкий и жесткий расчет. Несмотря на то, что между партнерами больше нет доверия, мы продолжаем и дальше. Неважно, что со страной, неважно, что с детьми, только бы нам было удобно сидеть в своих креслах. Самое неприятное во всей этой коалиционной «мыльной опере» то, что действующие лица не просто не задумываются о том, как все это выглядит со стороны, а идут еще дальше. Они четко демонстрируют, что они думают о своих избирателях.

Они считают их наивными дураками, которым можно скормить любую ложь и сказать — все, что мы делаем, мы делаем исключительно в государственных интересах. Если использовать аналогию с браком: изменил супругу ради интересов своих детей. Какое оправдание может быть еще более кретинским? Когда Лолита Чигане в передаче Латвийского телевидения Aizliegtais paņēmiens начинает на полном серьезе рассказывать, что в случае избрания Улдиса Пиленса у Латвии возникли бы большие проблемы со своими стратегическими партнерами из-за его коммунистического (?) прошлого, буквально чувствуешь тошноту. Это даже не ложь, а наглость. Чтобы якобы предотвратить избрание неприемлемого за границей (?) Пиленса, пришлось блокироваться с Союзом зеленых и крестьян и его неформальным лидером Айварсом Лембергсом. А сама Чигане хоть немножко верит этим своим «объяснениям»? Это тот случай, когда одно из двух — либо дурак, либо негодяй.

Допускаю, что не только электорат «Нового Единства», но и избиратели других партий с определенным пониманием отнеслись бы к признанию «Нового Единства» в том, что «в постели» с Союзом зеленых и крестьян они чувствуют себя лучше, чем с «Объединенным списком» и Национальным объединением. Но нет. Можно говорить все что угодно. Можно извиваться как угодно. Можно левой ногой чесать правое ухо. Можно все. Кроме одного. Сказать правду. Вот и все, что люди должны знать о так называемом «Новом Единстве». Новое оно или старое, но характер от смены вывески не меняется.

Но вернемся к политической реальности. Лицемеры из «Нового Единства» — крупнейшая фракция в Сейме. Главная политическая сила страны. Она может нравиться, может не нравиться, но с этим надо считаться, и, как отметил Лембергс в своем видеообращении, без «Нового Единства» сформировать правительство невозможно.

Перед вчерашним голосованием существовали слабые надежды на то, что само «Новое Единство» может организовать свержение правительства Кришьяниса Кариньша, чтобы зачистить площадку и сформировать новое правительство с белого листа. Кариньшу пообещали бы пост еврокомиссара в следующей Еврокомиссии, и дело было бы сделано. Но эти надежды оказались тщетными. Может быть, как сказал в своем выступлении с трибуны Сейма инициатор голосования о выражении недоверия Айнарс Шлесерс, во время саммита НАТО в Вильнюсе в Латвии должно быть полноценное правительство, поэтому на этот раз Кариньшу удалось удержаться.

И нынешний президент Латвии Эгилс Левитс также уже предупредил, что не будет номинировать премьера, который готов пригласить в правительство Союз зеленых и крестьян. Другими словами, падение правительства Кариньша привело бы к серьезному политическому кризису. Поэтому пока это падение временно отложено. Это означает, что существующее за наш счет правительство Кариньша еще какое-то время будет занимать место, получать зарплату и тратить государственные ресурсы. Актеров вчерашней дешевой «мыльной оперы» нельзя позабыть до следующих выборов.