Четверг, 21 ноября
Рига +1°
Таллинн -0°
Вильнюс +1°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

В латвийской Селии построят самый масштабный военный полигон в странах Балтии. Его обещают сделать экологичным

© F64

«Безумие! Военные хотят превратить всю Латвию в полигон!» — кричат те, для кого оборона Латвии — это пустой звук. Но навязчивость таких крикунов можно сравнить разве что с жужжанием мухи рядом с ухом. Большинство людей, способных мыслить и анализировать, все же понимают, что разумно спланированные военные полигоны — необходимость для страны, которая находится рядом с территорией сумасшедшего агрессора. Поэтому в Селии создается новый военный полигон.

Полигон — для развития краев

Полигон «Селия», который займет часть территорий Екабпилсского и Айзкраукльского краев, будет в два раза больше Адажского полигона и к тому же станет самым масштабным в странах Балтии. Объем инвестиций — около 38 миллионов евро. Идея военного полигона «Селия» возникла еще в прошлом году, ее концептуально поддержало правительство. Осенью 2022 года состоялось общественное обсуждение этого вопроса. Конечно, у людей были опасения по поводу того, как будет отчуждаться имущество и сколько за него заплатят. Людей также беспокоили возможный шум и загрязнение окружающей среды. Однако большинство решило поддержать создание полигона, поскольку реализация этого проекта создаст развитую инфраструктуру и новые рабочие места, а это, в свою очередь, приведет к более быстрому развитию региона.

Создание военных полигонов — логичный шаг после вторжения России в Украину в 2014 году. Тогда было усилено присутствие в Латвии сил союзников, увеличилась интенсивность военных учений. Адажский полигон, который был расширен в 2017 году, уже более 90 лет является важнейшим местом учений в странах Балтии.

В течение последних лет министерство обороны создало несколько полигонов: в Алуксненском крае есть Lāčusils, в Скрунде — Mežaine, а в Аугшдаугавском крае — Meža Mackeviči. На всех этих полигонах тренируются латвийские солдаты и земессарги, а также солдаты из стран-союзников.

Рабочие места для гражданского населения

Заместитель начальника Объединенного штаба Национальных вооруженных сил (НВС) по вопросам поддержки, бригадный генерал Каспарс Здановскис объясняет необходимость военного полигона «Селия»: «Адажский полигон для нас уже слишком мал. Не только для наших солдат, но и для солдат союзных стран НАТО там уже недостаточно места. Но мы должны тренироваться, быть готовыми к тем вызовам, которые преподносит нам непредсказуемый сосед. Поэтому приняты решения по укреплению восточного фланга. Решение создать полигон «Селия» является абсолютно логичным для тренировки воинских частей, которые в любой момент должны быть готовы к выполнению задач».

Конкретные цифры нередко находятся в зоне чувствительной информации, поэтому генерал Здановскис лишь добавляет, что на полигоне «Селия» будет находиться более 1000 наших солдат и солдат союзных стран. Для такого количества военных необходима инфраструктура, в настоящее время выявлены и утверждены потребности первой очереди, которые будут реализованы до конца 2025 года.

«Будут стрельбища, сектора для тактического обучения, площадки для палаток, здания из легких конструкций, поддерживающая и административная инфраструктура. Будут ремонтные мастерские, столовые. Это первая очередь. Но будет и вторая очередь, и, скорее всего, третья. Это долгосрочный проект», — пояснил Каспарс Здановскис. К работе будут привлекаться и местные жители, так как на полигоне будет достаточно рабочих мест для гражданских лиц. «У тех, кто в повседневной жизни носит форму, другие задачи — учиться, находиться в подразделении, быть готовыми к выполнению боевых задач. А все работы, не связанные с боевыми задачами, мы предложим выполнять людям из гражданского сектора», — подчеркнул Каспарс Здановскис.

А что же сами гражданские — те, кто живет в конкретном регионе, который скоро превратится в военный полигон? «Все новое вызывает опасения, и это только нормально. Мы разговаривали и с краевым руководством, и с жителями. Большинство настроены на поддержку, поскольку развитие полигона — это и развитие краев, это рабочие места и поддерживающая инфраструктура. Сам я живу в Адажи и вижу, какое взаимодействие происходит между гражданскими жителями и военными — и из Латвийской армии, и иностранцами. Это взаимодействие является выраженно позитивным», — говорит Здановскис.

Что будет с животными?

В Екабпилсском и Айзкраукльском краях, где разместится полигон «Селия», находятся природные заказники и микрозаказники. Они есть и в Адажи, и в других местах. Для того чтобы соблюдать правила охраны природы в заказниках, в НВС работают специалисты в области экологии, они могут быть и офицерами, и инструкторами. «Мы научились уважать окружающую среду, уживаться с ней. У каждого объекта есть свой детальный план охраны окружающей среды, есть конкретные места, куда можно ходить или куда нельзя ходить. Есть конкретные периоды времени, когда можно или нельзя. Есть места, где нельзя шуметь, потому что птицы высиживают птенцов», — рассказал Каспарс Здановскис.

Он обещает, что военные будут строго соблюдать правила заказников, к тому же полигон не будет использоваться для военных нужд в течение всего времени, а значит, у животных будет возможность «отдохнуть». «Было бы гораздо хуже, если бы там построили какой-нибудь крупный завод, который бы непрерывно воздействовал на окружающую среду», — добавил он. Животные не умеют пользоваться социальными сетями, чтобы протестовать против создания полигона, но зато такие протесты хорошо получаются у разных особей, которые научились читать и писать. «Я бы сказал этим людям вот что: посмотрите, что делает Россия. Россия вторглась в Украину и ежедневно стреляет по людям. То, что мы в составе НАТО, не означает, что придет какой-нибудь батальон и все сделает за нас. Мы сами должны в первую очередь заботиться о собственной безопасности, и это нужно делать вместе с союзниками», — говорит Каспарс Здановскис.

Он считает, что, у противников полигонов, скорее всего, имеются какие-то особые политические интересы, которые совершенно не соответствуют интересам нашей страны. «На мой взгляд, таким людям говорят, что и как нужно делать, чтобы протестовать против полигона», — продолжает Здановскис. И все же он считает, что всегда можно еще больше информировать общество, чтобы подобные настроения не возникали. «Мы найдем способ ужиться с владельцами земли, которых на самом деле немного, так как большую часть территории занимает принадлежащая государству земля. Конечно, будем информировать население о любых наших действиях», — добавляет Здановскис.

Самоуправления должны планировать свою работу

Председатель Екабпилсской краевой думы Райвис Рагайнис о будущем говорит со сдержанным оптимизмом: «На полигоне в основном расположены государственные леса. Площадь, принадлежащая самоуправлению, — всего 30 гектаров. Частным собственникам принадлежит около 1000 гектаров, но с ними военные уже фактически договорились об оплате. Если говорить о чем-то большем... Я понимаю, что это вопрос государственной безопасности. Но у нас, по сути, нет никакой информации о том, что и как будет происходить».

У Райвиса Рагайниса опасения вызывает то, что сейчас у самоуправления нет никаких возможностей «составить видение будущего» — именно из-за нехватки информации. «Неизвестно, какие школы будут работать в нашем крае, а какие — нет. Понимаю, что часть военных приедет в наш край с семьями, где они будут жить? Где дети будут учиться? Пока у нас нет такой информации, поэтому я не могу дать полноценные ответы на эти вопросы», — заявил Рагайнис. Он добавил, что это дело армии, но при этом следует учитывать и то, что часть информации может быть государственной тайной, и неизвестно, у кого из работников самоуправления есть право доступа к такой информации. Но сотрудничество должно развиваться, чтобы самоуправление могло планировать свою деятельность.