«Так уж у нас получается, что политики не несут никакой ответственности за свои решения», — говорит бывший вице-президент Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас, анализируя публикацию в Neatkarīgā о трудностях, которые возникли у государства при расторжении договоров с пассажирскими перевозчиками.
Латвийский Совет по конкуренции в январе констатировал наличие запрещенного соглашения, или картеля, в деятельности трех поставщиков услуг общественного транспорта. Штраф в размере 1,975 млн евро наложен на трех региональных пассажирских перевозчиков: АО Liepājas аutobusu parks, АО Nordeka и ООО Latvijas sabiedriskais autobuss. Чтобы оценить влияние решений Совета по конкуренции на уже заключенные договоры, а также на те договоры, которые предполагается заключить в будущем, Автотранспортная дирекция инициировала консультации с Советом по конкуренции и Бюро по надзору за закупками.
АО Liepājas autobusu parks, АО Nordeka и ООО Latvijas sabiedriskais autobuss обжаловали решение Совета по конкуренции в суде. При этом предприятие Nordeka даже обратилось в Еврокомиссию.
Как уже сообщала Neatkarīgā, обстоятельства этого дела таковы, что министру сообщения Янису Витенбергсу нелегко решиться на какие-либо резкие движения: с одной стороны на него давит лобби картеля, с другой — премьер Кришьянис Кариньш, требующий, чтобы договор с рядом фирм, выполняющих пассажирские перевозки, был немедленно расторгнут. Но на сцене, а точнее под ковром, действуют разные посредники, имеющие несравнимо больший опыт, чем Витенбергс. Например, Имантс Парадниекс, которого широкая общественность знает как непреклонного националиста. Но в узких кругах он известен еще в одном амплуа — он успешно ведет дела, и в данном случае может быть, что он является посредником между предпринимателями и Витенбергсом. Похоже, что Витенбергса уговаривают не расторгать договор, и поэтому министр затягивает процесс.
Автотранспортная дирекция выразила готовность досрочно расторгнуть заключенные с участвующими в картеле предприятиями договоры об обеспечении пассажирских перевозок в сети региональных автобусных маршрутов в тот момент, когда решение Совета по конкуренции станет окончательным, неоспоримым и не подлежащим обжалованию.
«У нас единственная ответственность политика состоит в том, что избиратели оценивают несостоятельность политика и должностного лица на следующих выборах, не проголосовав за какой-то партийный список. Так случилось с бывшим министром сообщения Талисом Линкайтсом и партией «Консервативные», которая не преодолела 5-процентный барьер. Но нанесенный ущерб остается, и это уже проблема нынешнего министра сообщения», — констатировал эксперт сферы сообщения, бывший вице-президент Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас. Свой комментарий к статье Neatkarīgā он разместил на Facebook.
По мнению Стракшаса, министр сообщения Янис Витенбергс должен действовать, и все договоры со связанными с картелем пассажирскими перевозчиками следует расторгнуть.
«В договорах, как правило, установлен порядок его расторжения каждой из сторон. Возможно, что в данном случае правление Автотранспортной дирекции не проявило достаточного профессионализма или не поступило как старательный и заботливый хозяин, но это уже должен проверить Госконтроль», — уверен Стракшас.
Расторжение договоров, скорее всего, приведет к определенным тратам. Но при этом, как отмечает эксперт, народу хочется посмотреть, как министр наказывает согрешивших перевозчиков и расторгает договор, а также применяет суровые наказания.
«Самому министру сообщения Янису Витенбергсу и политику Национального объединения Имантсу Парадниексу, скорее всего, хочется, чтобы министра сообщения оставили в покое и чтобы от Линкайтса потребовали расхлебать кашу, которую он заварил. Но не получается. Этот случай хорошо показывает, к каким последствиям приводят красивые политические лозунги без реального экономического обоснования. Идея Линкайтса заключалась в том, что конкурс пассажирских перевозчиков на 10 лет позволит сэкономить государственные средства и обеспечит пассажирам больше удобств. Недаром 60% конкурсных критериев относились к качеству и только 40% — к цене. Ну и что теперь?» — спрашивает Стракшас.
В итоге сложилась такая ситуация: государство взяло на себя обязательства в сумме 440 миллионов евро за неадекватную услугу, в которой сложно что-либо изменить до 2030 года.
«Линкайтс вместе с «Консервативными» свою работу сделали. Исполнили желание спонсоров о долгосрочном контракте, потому что трудно представить, чтобы такие глупые идеи приходили в голову без шепота со стороны», — отмечает эксперт.
Что же касается Кришьяниса Кариньша, то он был премьером во время заключения договора и как глава правительства отвечал за работу министров. Так что, подчеркивает Стракшас, не стоит сейчас изображать возмущение: у премьера была возможность «дать по рукам», но он ее не использовал.
И возникает логичный вопрос: откуда в Латвии взяться экономическому развитию и благополучию, если один только бывший министр сообщения Линкайтс создал проблемы, стоимостью в миллиарды евро, которые уже оплачиваются или которые еще придется оплачивать из госбюджета, обращает внимание Стракшас. Стоимость проекта Rail Baltica с двух миллиардов до Линкайтса уже выросла уже до 6-7 миллиардов. Линкайтс «закопал» проект электрификации Latvijas dzelzceļš, на который предусматривалось софинансирование в размере 340 млн евро, однако теперь уже идут разговоры о необходимости электрифицировать железную дорогу за счет бюджетных средств, подчеркивает Айварс Стракшас.
По его мнению, министерство сообщения деградировало до такой степени, что даже не может вовремя подать запрос на получение 100 млн евро — в качестве софинансирования Rail Baltica. «Есть еще много мелочей. Общественные пассажирские перевозки — такие пустяки на этом фоне. Решение у этих ошибок будет одно — оплачивать из госбюджета. Но у эксперта по транспорту Линкайтса все в порядке», — пишет Стракшас.