Среда, 27 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +6°
kontekst.lv
arrow_right_alt Начало

Мадонны, ведьмы и алтарь для яйцеклетки. Выставка «Только не плачь!» в Латвийском художественной музее

Илзе Авотиня. Бесконечный танец, 2017 (фрагмент) © Елена Власова

В Латвийском национальном художественном музее открылась выставка «Только не плачь! Феминистские взгляды в латвийском искусстве 1965–2023». Ее по праву можно назвать главной экспозицией лета: во-первых, благодаря масштабу — 50 авторов, звезда на звезде, а во-вторых — из-за актуальной темы.

Хелена Хейнрихсоне. Автопортрет, 2020 / Иварс Хейнрихсонс

Первая волна феминизма началась с движения суфражисток. Четвертую — ее мы переживаем сейчас — спровоцировало в 2017-м движение #MeToo, актуализировавшее проблему сексуального насилия. И все эти волны отражались в искусстве. Правда, во всем мире такое искусство существовало где-то на обочине арт-процесса. Только в последнее время оно вышло на авансцену, заняв почетное место в музеях и галереях.

У меня всегда было ощущение, что латвийский художественный мир если не преимущественно, то как минимум наполовину состоит из женщин. Имена современных звезд Джеммы Скулме, Майи Табаки, Айи Зарини, Иевы Илтнере, Хелены Хейнрихсоне, Франчески Кирке знают даже те, кто не интересуется искусством. Подавляющее большинство студентов Академии художеств — даже на таких традиционно «мужских» факультетах, как скульптура, — девушки.

Раса Янсоне. Правая рука, 2019 / Елена Власова

При этом женщины выставляются в музеях гораздо реже, чем мужчины. В Латвийском национальном художественном музее — в четыре раза реже! За период с 1991 по 2023 год, как подсчитали в самом учреждении, персональные выставки художниц здесь составили 25% от общего числа выставок. А еще раньше, с 1905 по 1991 год, эта цифра вообще составляла 8%.

«Фразу “Только не плачь!”, которая дала название выставке, можно понимать двояко, — рассказывает куратор выставки Элита Ансоне. — Это может быть и ободрение, и приказ: не плачь, не жалуйся на жизнь, терпи. Советская власть создавала образ сильной женщины — труженицы, матери, главы семьи, которая живет в тяжелых условиях, не жалеет себя и гордится этим. Подобная модель передавалась из поколения в поколение. Женщинам не позволялось жаловаться на жизнь, выражать свои эмоции и мнение, отличное от общепринятого».

Бирута Делле. Автопортрет с ребенком, 1970 / Елена Власова

В 1970-х годах «Автопортрет с ребенком» Бируты Делле забраковали на крупной выставке в Москве из-за его «мрачности». На этой картине автор изобразила себя в тулупе, который не вписывался в традиционный образ Мадонны. «Мы тогда жили в квартире вообще без удобств, и было очень холодно, — вспоминает Бирута Делле. — Но работать-то надо было! Взяла ребенка на руки — и пошла к мольберту».

«В Латвии термин “феминизм” — до сих пор стигма, — отмечает Элита Ансоне. — Многие уверены: главное, чем занимаются феминистки, — это конфронтация с мужчинами. Но ведь это такая узкая и однобокая трактовка! К сожалению, мы по-прежнему живем в патриархальном обществе, где все правила, установки и социальные конструкции придуманы мужчинами. Сейчас ситуация меняется, и художницы открыто высказываются на эту тему. А в советское время речь шла скорее о неком латентном феминизме или "феминизме без феминисток”».

Зента Дзивидзинска. Земляничная поляна, 1971 / Пресс-фото

Выставка начинается с подборки фотографий 1960-х годов. На Западе в это время началась вторая волна феминизма — в Латвии тогда этого слова никто не знал и не употреблял, но отголоски молодежной культуры (движения хиппи, пацифизма, сексуальной революции и альтернативной культуры) ощущались и у нас. Молодые люди слушали «битлов» и «роллингов», читали запрещенных Солженицына и Аллена Гинзберга, девушки носили мини-юбки.

Мара Брашмане. Поэтесса Инара Эглите, художница Рута Крейца, Тамара Доброва и Ивонна Андерсоне, 1968 / Пресс-фото

Эту фотографию сделала в 1968 году Мара Брашмане, чей взгляд на героинь лишен романтизма, присущего мужской фотографии 1960-х.

Айя Зариня. Женщина и ребенок, 1985 / Янис Пипарс

Точно так же лишены слащавой сентиментальности образы мадонн на картинах Иевы Илтнере, Айи Зарини, Расы Янсоне, Лаймы Эглите.

Дайна Дагния. Крик, 1986 / Пресс-фото

Это и есть феминистский взгляд на женщину — не приукрашенный, лишенный лакировки и стереотипов.

Skuja Braden. Водой торгуя у реки, 2022 (фрагмент) / Елена Власова

Латвийско-американский дуэт керамисток Skuja Braden славится своим ярким экстравагантным почерком и смелостью в выборе тем. Феминистки, защитницы ЛГБТ, социально ответственные и политически активные личности, Ингуна Скуя и Мелисса Брейден остро реагируют на повестку дня в своих работах. На выставке представлен фрагмент их объекта для прошлогодней Венецианской биеннале.

Еще одна важная тема «Только не плачь!» — свобода женщины распоряжаться своим телом.

Майя Табака. Доктор Браке и медсестра Лайма, 1974 / Нормундс Браслиньш

Картина Майи Табаки «Доктор Браке и медсестра Лайма» (1974), изображающая медицинских работников на своем рабочем месте, только на первый взгляд кажется образцом соцреализма. Толпа молодых женщин со склоненными головами, которые ждут своей очереди на прием у врача, не оставляет сомнений в цели их визита — они пришли на аборт. В советское время эта тема была запретной.

Анда Магоне. Близнецы, 2006-2022 / Пресс-фото

Предельно откровенным и безжалостным (по отношению как к себе, так и к публике) выглядит проект Анды Магоне «Близнецы» (2006-2022). В течение 16 лет она фотографировала себя и свою немецкую подругу в обнаженном виде. За это время в их жизнях произошло множество событий: родились дети, одна из подруг переболела раком груди, другая ощутила себя небинарной персоной и решила сменить пол, начав гормональную терапию. И все это отражалось на их внешности.

А рядом нечто прямо противоположное — сконструированная женственность, идеальная выдуманная красота.

Дайна Дагния. Мисс Америка, 1969. / Елена Власова

Картина американской художницы латышского происхождения Дайны Дагнии «Мисс Америка 1922» создана по реальной фотографии, запечатлевшей первых участниц американского конкурса красоты в 1922 году. Работа создана в Нью-Йорке в 1968-м, во время демонстраций феминисток, впервые выступивших против конкурсов красоты и объективации женщин.

Ольга Шилова. Куклы, 2010. / Елена Власова

Работа «Куклы» Ольги Шиловой — это галерея ее скульптурных автопортретов в двенадцати разных образах, от девушки-ковбоя до мусульманки в хиджабе. Автор иронизирует на тему того, как массовая культура и стандарты красоты обезличивают женщину, превращая ее в пластиковую Барби.

Франческа Кирке. Даная, 2009 / Пресс-фото

О чем задумалась героиня картины «Даная» Франчески Кирке? Мечтает о бредовой сумочке? Или прикидывает, хватит ли ей денег до зарплаты?

Хелена Хейнрихсоне. Пламенная, 2021 / Елена Власова

Не могла обойтись эта выставка и без традиционной темы феминистского искусства — сравнения женской вагины с цветком.

Илзе Авотиня. Бесконечный танец, 2017 / Елена Власова

Очень разнообразно представлен в экспозиции и образ ведьмы — еще один архетип феминистского искусства.

Лиене Мацкус. Алтарь для яйцеклетки (Третий день), 2023 / Елена Власова

Тему мистики продолжает «Алтарь для яйцеклетки» Лиене Мацкус — сакральное пространство, посвященное тем женщинам, которые хотели бы, но не могут забеременеть.

Моника Пормале. Мисс Вселенная, 1998 (фрагмент) / Елена Власова

Выставка завершается фотопроектом Моники Пормале «Мисс Вселенная» (1998) — галереей разнообразных мисс, которая заканчивается ее автопортретом в майке с лозунгом I miss you («Я скучаю по тебе»). Сегодня, во времена бесконечных мемов и каламбуров, это смотрится немного наивно, но все равно трогательно и мило. Феминизм ведь бывает разным, и феминистское искусство — это не обязательно шок.

Выставка открыта до 15 октября.