Может ли болезнь быть модной? Как ни странно — да. Эта тенденция пришла к нам из XIX века, и, похоже, сегодня список модных болезней стремительно увеличивается.
В XIX веке на пике моды был туберкулез, или чахотка, как ее называли в народе. В то время болезнь, от которой в Европе умирали миллионы людей (и до сих пор умирают сотни тысяч в Африке), считалась очень благородной и престижной. Существовало мнение, что туберкулезом болеют только тонкие, чувствительные натуры с богатым духовным миром, а такими в эпоху романтизма хотели быть все. Если бы чахотка тогда не появилась, ее стоило бы придумать — настолько она соответствовала эстетике своего времени.
От туберкулеза мечтал умереть лорд Байрон, а умерли сестры Бронте, Джон Китс, Фредерик Шопен, Антон Чехов, Франц Кафка, Вивьен Ли… А сколько было неизвестных имен! На пике эпидемии в 1880-х годах в Европе чуть ли не каждый четвертый житель погибал от туберкулеза.
Эта болезнь наиболее часто упоминается в различных произведениях искусства. О ней говорится в романах «Волшебная гора» Томаса Манна и «Отверженные» Виктора Гюго, «Дама с камелиями» Александра Дюма и «Три товарища» Эриха Мария Ремарка.
Ее прославили оперы Верди «Травиата» и «Богема», где главные героини умирают от чахотки. Ей посвящено несколько картин Эдварда Мунка — художника, который еще в детстве потерял от этой болезни мать и сестру.
Несмотря на то, что эта болезнь представляла для людей смертельную угрозу, она была чрезвычайно романтизированной. В моде была болезненная бледность. Румянец если и допускался, то только такой, какой бывает при высокой температуре. И то и другое дамы из высшего света научились искусно имитировать при помощи косметики. А еще они закапывали в глаза специальные капли, которые придавали взгляду лихорадочный блеск.
При туберкулезе стремительно худеют, так что хороший аппетит и женственные формы считались немодными и неаристократичными. Дамы отказывались от еды и пили уксус, чтобы добиться максимальной худобы. Хрупкость фигуры еще больше подчеркивалась корсетом. Кстати, первое, что сделали врачи, когда в XX веке начали бороться с туберкулезом, — выступили против корсетов, поскольку этот предмет гардероба еще больше травмирует легкие.
За минувшее время человечество пережило не одну эпидемию — испанский грипп, СПИД, ковид… Всем этим болезням посвящено множество произведений искусства, но ни одна из них не стала модной. Скорей, мы хотели бы забыть их, как страшный сон.
В XXI веке, помимо традиционных болезней, человечество столкнулось с недугами, которых раньше не было, — компульсивное переедание, одержимость здоровым питанием, зашлакованность организма, дисбактериоз, плохой холестерин, хроническая усталость… Именно эти болезни вошли сегодня в моду: их постоянно обсуждают в СМИ, о них говорят в частных беседах, от них предлагается масса вариантов лечения. Вот только нужно ли их лечить? Это еще большой вопрос…
Последний модный тренд — болезнь Лайма. Это инфекционное заболевание возникает от укуса клеща и характеризуется поражением нервов, суставов, сердечно-сосудистой системы и кожи. Чаще всего болезнь Лайма легко диагностируется по внешним признакам — на коже вокруг места укуса возникает красное пятно в виде кольца.
Большинство врачей уверены в том, что болезнь Лайма существует только в острой форме. То есть вы заболели, врач вам выписал антибиотики, вы прошли курс лечения — и все. Но в кругах знаменитостей распространилось мнение о том, что эта болезнь может быть хронической, то есть проникать в организм и таиться там долгие годы.
Модель Белла Хадид, которая в последнее время исчезла с арены моды, недавно рассказала о том, все это время лечилась от хронической формы болезни Лайма. Модель даже опубликовала в социальных сетях свои фотографии, на которых она выглядит крайне изможденной и обессилевшей.
Клещ укусил Беллу еще в 2012-м. С тех пор, по ее словам, болезнь удалось взять под контроль, но в 2023-м ситуация опять обострилась. Среди симптомов, на которые жаловалась модель, были тревога, усталость, депрессия, отсутствие мотивации, боли, проблемы с кишечником и кожей…
Но с чего она решила, что все это — хронический Лайм? Ей это внушил доктор Бернар Ракслен, который как раз специализируется на этой проблеме. Журнал The Cut, который недавно посвятил этой теме большую статью, намекает на то, что этот врач — обычный шарлатан. Болезнь он диагностирует методом исключения (если не подтверждаются другие диагнозы, то причиной недуга называется хроническая болезнь Лайма), а в качестве лечения предлагает довольно сильный антибиотик, от которого многим пациентам становится только хуже. Но люди ему верят…
Первый прием у этого доктора стоит 1350 долларов, последующие — 600, и недостатка в пациентах у него нет. Всех этих людей не смущает тот факт, что в медицинском сообществе у Ракслена репутация, мягко говоря, неоднозначная и он не раз находился под угрозой лишения медицинской лицензии.
Хроническую болезнь Лайма часто называют болезнью богатых людей. Среди тех, кто заявил о своем диагнозе, — масса знаменитостей. Кроме Беллы Хадид (а также ее мамы и ее брата), это Аврил Лавин, Келли Осборн, вдова Хью Хефнера — Кристал, Лена Денем, Эми Шумер, Джастин Бибер…
В социальных сетях появилось сообщество @lymewarriorus («бойцы с болезнью Лайма»), где можно найти рекламу дорогих курортов и спа, экзотических лекарств и процедур (например, обогащение крови озоном). Иметь этот диагноз сегодня стало так же модно, как в XIX веке было модно болеть туберкулезом.
И это только начало. Ведь в наше время любой человек, посидев часок в Интернете, может поставить себе любой диагноз…